Больше рецензий

hippified

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 февраля 2019 г. 09:56

941

4 Пока я ел арбуз ...

"Дети стадной эпохи" - очень меткое и колкое название для последней на данный момент книги знаменитого китайского сатирика Лю Чжэньюня (2017 год, в России выпущена в 2019-м). Проблема лишь в том, что оно добавляет тексту новые коннотации, обогащает смыслами, которых, возможно, в нём не было, но это спорный момент. В оригинале 300-страничный роман озаглавлен как "Эра поедателей арбузов". Странное словосочетание отсылает к популярному в Китае мему, связанному со смертельным ДТП, прогремевшим на всю страну. Когда репортёры спросили свидетеля, находившегося на месте происшествия, что же произошло, он ответил: "Я ничего не знаю, я ел арбуз". О людях, которые ничего не слышат, не видят, не знают и которым на всё наплевать, автор пишет постоянно.

По традиции позднего Лю Чжэньюня "Дети стадной эпохи" - своеобразная комедия положений со смыслом, когда действие напоминает плутовской роман, но остаётся осадочек оттого, что всё очень реально. В книге собраны несколько вроде бы не связанных друг с другом историй, которые затем, ближе к финалу, смешиваются в очень остроумный компот. Все герои - стандартные архетипы для страны, описанные ситуации - также те, о которых постоянно сообщают в новостях. Один из героев вообще взят из газет: коррупционера из провинции Шаньси посадили на 14 лет после того, как репортёры сделали снимок на месте смертельной аварии автобуса, на котором чиновник улыбался. В сети фото вызвало возмущение, а пытливые пользователи обнаружили на руке товарища часы, которые, судя по зарплате, их владельцу было не потянуть. Другие персонажи - женщина из деревни, отдающая аферистке деньги за поиск невесты для брата (также стандартная ситуация в Китае) и отправляющаяся на её поиск, крупный государственный чиновник, пробирающийся по карьерной лестнице, но погоревший на взятках, женщины, волею судьбы становящиеся проститутками.

Писатель не раз подчёркивал, что он по сути ничего не выдумывает, даёт срез современной жизни в стране, а реальность может быть гораздо более абсурдной, чем выдуманные истории. "Дети стадной эпохи" этот тезис подтверждают на сто процентов, как и предыдущие романы автора "Я не Пань Цзиньлянь" или "Одно слово стоит тысячи". По курьёзности ситуаций и множеству совпадений больше всего новый роман напоминает "Мобильник". Лёгкая и меткая сатира, главный посыл которой очень навевает русскую классику: "Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!" ...