Больше рецензий

18 февраля 2019 г. 20:23

2K

4.5 Правильным быть ненормально! (с)

Если тьма сильнее тебя, не покидай свой дом, пока не прозвенит песня горна.

o-o.jpeg Писатель Алексей Иванов порадовал очередным мистическим творением. Всё больше проникаюсь уважением к многогранному таланту этого автора, который и исторические романы пишет так увлекательно, что просто невозможно оторваться, и мистические истории, основанные на народном фольклоре, у него получаются очень колоритными, удачно соединяя прозаичную реальность с элементами потустороннего мира.

Книга "Пищеблок" увлекла меня с первых строк: прежде всего сценами из летнего пионерского лагеря. Несмотря на то, что действие книги происходит летом 1980 года, а моё сознательное детство пришлось на 1990-е годы, я с большим удовольствием узнавала в детских считалочках, стишках, поговорках своё детство: мы тоже вели девочковые тетрадки, куда записывали слова любимых песен, вклеивали картинки из журналов и писали друг другу стишки и пожелания, играли в те же игры, что и герои "Пищеблока", разыгрывали друг друга и рассказывали страшилки про Чёрное пианино и Чёрную руку по вечерам. С удовольствием снова окунулась в эти сцены беззаботного детства.

Валерка подумал, что есть колдовство детей: Чёрная комната, Беглые Зэки, разные там Гробы-на-Колёсиках, Автобусы-Мясорубки и Синие Ногти. А есть колдовство взрослых: командиры отрядов, знамёна, звёзды, девизы. Детское колдовство – оно, наверное, для страха: чтобы не открывали дверь кому попало, чтобы не уходили куда-нибудь с незнакомцами, чтобы не ели неизвестную еду. А для чего колдовство взрослых? Чтобы сделать вид, будто все дети – пионеры, «всегда готовы», «дружные, умелые, честные и смелые»?

Всё было бы прекрасно в пионерском лагере "Буревестник": середина лета, живописные места, лес, речка, занятия в кружках, соревнования, конкурсы, песни, игры, розыгрыши и прочая детско-подростковая романтика... Но совсем рядом притаилось зло - дети и пионервожатые начинают превращаться в вампиров, хотя заметно это становится не сразу.

Вампирам надо прятаться от людей, и лучший способ спрятаться – не привлекать ничьего внимания: стать как все, стать никем, не выделяться, подчиняться общепринятому порядку.
– Днём они становятся идеальными гражданами, а ночью пьют кровь!

Вампиры у Иванова ( автор называет их пиявцами ) получились не совсем обычными, не соответствующими общепринятому шаблону: они не прячутся от дневного света, хотя обретают реальную силу лишь по ночам и боятся церкви, и убить их можно всем известным классическим способом. То, что днём вампиры практически не отличаются от нормальных людей, позволяет им легко затеряться в толпе и сохранять инкогнито ( тем не менее, внимательный наблюдатель сможет заметить разницу, но кто в суматохе детского лагеря будет заморачиваться такой ерундой? ). Вот и превращается на лето пионерский лагерь в пищеблок для пиявцев.

Древнее зло не может одолеть человека, если человек не уступает ему свою волю.

Я даже не знаю, понравился ли мне финал книги... Но он получился закономерным, и наверное, логичным. Пожалуй, именно такой и должна быть точка в истории, где реальность тесно переплетается с детской страшилкой.

"Мир аудиокниг" ( "Царь горы" )