Больше рецензий

14 февраля 2019 г. 11:11

2K

4 "... Любопытство сгубило больше женщин, чем войны, революции и природные катаклизмы..."

Весьма и весьма необычное для Дюма произведение. Это касается и его формы, и его содержания. Когда я перелистнула последнюю страницу, не могла отделаться от ощущения, что это еще не все и что видимо мне досталась какая-то укороченная версия (хотя сюжетно я понимала, что точка поставлена и больше никакого развития событий в книге быть не должно). Разве мог автор "Графа Монте-Кристо", "Трех мушкетеров", "Жозефа Бальзамо" написать такую коротенькую повесть? Все мы знаем Александра Дюма как большого мастера красочных и многословных описаний и многогранных сюжетных перипетий , поэтому читать из-под его пера столь необъемное произведение было очень необычно. Но при этом даже в нем отлично чувствуется авторский стиль. Если Вы читали что-то ранее у Дюма, думаю, что даже не зная автора, вы могли бы угадать, кто стоит за этой книгой!

И я говорю сейчас даже не о том, что вычислить автора можно было бы по манере письма - она в принципе тоже легко узнаваемая. Просто в этой книге есть все те составляющие, которые Александр Дюма любит вставлять в свои сюжеты. Как и в других работах автора здесь наш ждут всепоглощающая любовь, слепая преданность, слабые женщины, боевые мужчины, дуэли, ранения, неожиданное богатство, путешествия... Здесь есть красивая и несчастная героиня, требующая защиты, участия и сильного мужского плеча. Есть ее обидчик, не гнушающийся никакими средствами и способами для достижения своих целей. И, конечно же, есть герой, который ничего не пожалеет для того, чтобы защитить даму и наказать ее притеснителя.

Главная героиня книги Полина Мельен выходит замуж за человека, которого едва знает. Вы можете сказать, что, мол, можно годы напролет узнавать друг друга да так и не узнать по-настоящему... Это да, но все же две-три встречи, которые были до замужества у Полины с графом Горацием Безевалем - это ничтожно мало не только чтобы узнать своего будущего избранника, но и чтобы полюбить его. Я не говорю о влюбленности - да, она пленилась им, да, он ее заворожил, но это не было любовью. Поэтому какова была необходимость столь стремительно выходить за него замуж, мне непонятно. От того, что он прислал записку, что влюблен и не оставит тебя пока ты не станешь его, что будет преследовать, где бы ты не была, могла растаять только глупая дурочка, у нормальной же девушки это вызвало бы отрицательную реакцию. Для меня бы это были лишь высокопарные слова, с нотками угрозы и посягательства на мое личное пространство...

Но я не Полина и Полина не я и в середине XIX века женщины мыслили другими категориями. Все то, что приворожило Полину к графу меня бы только оттолкнуло. Например, ей рассказывают историю о том, как как-то в Африке Безеваль на спор с двумя англичанами пошел с одним лишь ножом на тигрицу и убил ее на глазах ее тигрят. Для меня человек, поднявший руки на животное (если в этом не было крайней необходимости в виде добывания пищи или самозащиты) - не человек. Здесь же это было сделано от скуки, чтобы порисоваться перед офицерами, чтобы о тебе говорили как о бесстрашном человеке. Мне больше ничего не нужно было чтобы я возненавидела этого персонажа и все дальнейшее только усугубило мою неприязнь.

Граф сказочно богат. Якобы в результате наследования от дяди, умершего в Индии. Меня удивил тот факт, что далеко не бедная наследница родовитой французской семьи выходит замуж за человека, пусть и состоятельного, пусть и принимаемого в обществе, но с малоизвестной семейной историей. Кто его родные? Где они? Кроме как о дяде в Индии, ни о каких родственниках не упоминается, а ведь в те времена подобные обстоятельства играли важную роль в вопросах заключения браков. И ладно сама Полина - глупая и неопытная пигалица, но ведь ее мать то должна была подумать об этом! Кто-то же из них двоих должен был быть в ладах со здравым смыслом! Но нет, граф прекрасно преуспел в пускании пыли в глазах...

Меня удивило то, что в дальнейшем Полина оказалась весьма любопытной особой. Она абсолютно не интересовалась личностью графа до брака, зато потом проявила недюжинное желание сунуть нос в его тайны. А чужие тайны имеет свойство щипать за тот нос, который в них суется. И эта ситуация прекрасно показала, какая цена любви графа к своей супруге. Его поступок вопиющий. И то, как легко он буквально через год собрался заново связать себя брачными узами, говорит об очень многом. Для такого как граф нормальные человеческие ценности - пшик, не больше чем просто слова!

Наивность Полины местами, конечно, поражала. Ну как можно быть такой доверчивой! Как можно верить только в то, во что хочется верить! Ее нельзя было назвать без памяти влюбленной в него настолько, чтоб не замечать ничего вокруг и все же пушкинское "меня обманывать не надо - я сам обманывать рад" сработало и в этой ситуации. Звоночков по ходу недолгой семейной было множество, но всем им находились оправдания и объяснения. А этого делать не стоило...

Несмотря на все это, читать книгу было интересно. История Полины не богата неожиданными поворотами, но автору удалось несколько раз меня удивить. Как минимум тем, что новые брачные поползновения Безеваль начал делать в отношении сестры Альфреда де Нерваль и то, как закончилась дуэль между ними... В целом книга мне понравилась. Я не скажу, что история меня тронула, что я сочувствовала и сопереживала героям, но читать было легко и любопытно - Дюма все таки прекрасный рассказчик!

Книга прочитана в рамках 11-го тура "Игры в классики"