Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

14 февраля 2019 г. 07:27

3K

4 Вперед и выше, все вперед и выше

Она была нужна мне как стимул, как опора, как потайной ход в мир, расположенный за пределами нашего квартала.

Появление на горизонте очередного автора, о котором тебе говорят, что его/ее должен знать каждый; и стыдно, живя в современном мире, не иметь о нем/ней представления, обычно вызывает реакцию от противного. Первым откликом на статью с броским заголовком: "Моя гениальная подруга". Почему мир сошел с ума от книги и сериала?", было: "Да неужели?" Но вторым: "А не почитать ли наконец Ферранте? Слышала-то я о ней много и все хорошее". Так я прочла первый из четырех романов "Неаполитанского квартета"

К музыке тетралогия отношения не имеет, хотя идея назвать четверку романов с двумя сквозными героинями квартетом, оказалась грамотным маркетинговым ходом российских издателей (в англоязычном мире это Neapolitan Novels, Neapolitanishe Saga на немецком и просто Di Quattro Romanzi на родине). "Квартет" как-то сразу поднимает цикл над жвачно-сериальными ретроисториями, имя которым легион. Хотя в сути "Моя гениальная подруга" мало чем от них отличается. Не хочу сказать о книге худого, придумать что-то новое в подлунном мире невозможно и пытаться оценить литературное произведение на основе критерия "о чем" - занятие безнадежное. Важнее становится "как сделано" и "что автор дал читателю" Сделано мастерски. а сказать своей историей сериального толка госпожа Ферранте сумела важные вещи - честь ей и хвала.

В первую очередь (давайте не заморачиваться на фабуле. о которой вам расскажет аннотация) о том, что дружба - это не только сорт отношений, делающих реальность чуть более приемлемой и дарящий поддержку, внимание, понимание. Важнее, что она может стать стимулом подниматься над окружением, расти над собой, извлекать свою Галатею из мраморной глыбы, какой всякий приходит в мир. О ментальном голоде, которого не утолить ничьим обществом, кроме общества одного человека. О радости расцветать под внимательным, любящим, ревнивым взглядом. О счастье быть подругой лучшей девушки на свете (скажи мне, кто твой друг и я скажу...)

Во вторую, это книга учебы, а такого рода произведений очень немного, навскидку вспоминается только Vita Nostra Дяченко да "Американская история" Тосса. Среди романов взросления, где герой ищет и трудно находит свое место в жизни, удельный вес учебы удивительно мизерен. Чаще всего школа, колледж, университет выступают в роли скучных декораций, на фоне которых развиваются действительно важные для него/нее события. Что до любовных романов, в них учебному процессу и вовсе отводится роль досадной помехи высоким страстям, предавшись которым, плюешь на все, заваливаешь сессию, отчисляешься или счастливо избегаешь отчисления, но все как-бы на рефлексах, без участия мозга. "Моя гениальная подруга" выстраивает логистику учебного процесса, дает четкие действенные алгоритмы - как для традиционной системы образования, так и для экзотического экстерната.

И лишь потом это мыльная опера жарких неаполитанских страстей середины прошлого века. Элена Ферранте так аккуратно завернула в них свои главные темы, что читатель проглотит, не поморщившись. Может даже и не заметив. Но они начнут прорастать в нем, независимо от степени осознанности и желания понимать. Чуточку меняя к лучшему. Сомневаюсь, чтобы это удалось сериалу, каким бы удачным он ни был, все же специфика совсем иная. Но ,может быть, посмотрев его, кто-то захочет познакомиться с источником. Тут-то он и попадется (шютка).

На самом деле книга чудесная, героини живые и настоящие. а что до шлейфа их мужского окружения, то я и не заморачивалась особенно запоминанием имен и ролей. Они здесь на роли функций.

Комментарии


Решила и по первой книге сравнить впечатление - все так! Меня очень впечатлило то, как представлена в романе учеба.


Всегда приятно совпасть во мнении. А тема учёбы и переучивания, как никогда актуальная, в книгах большая редкость.


Вот именно. Книга о двух девочках-девушках, для которых учеба довольно долго остается практически самым главным, что есть в жизни (даже если в случае Лилы она и оказывается ее лишена, а точнее, тем более в этом случае) - это очень оригинально в своем роде.


Мы пленники стереотипов, и если про девушек, то на первом месте непременно должна быть любовь. Ферранте не крушит, а аккуратно сдвигает рамки. Тем и хороша.


Лучше и не скажешь.