Больше рецензий

MyrddinEmrys

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 февраля 2019 г. 20:07

498

5 Тихий гений

"Дом о семи фронтонах" - детище автора, который считается одним из айсбергов в море готической литературы. Значит, через призму готической литературы я и посмотрю на роман.

Для начала попробую уместить сюжет в несколько предложений. Это несложно. Стареющая дама коротает век в фамильном доме, обременённом проклятием. К ней приезжают жить сначала юная кузина, а затем пожилой брат, только что освобождённый из-под стражи. Встречи с ним добивается богатый и очевидно не добрый родственник, который подозревает, что у джентльмена хранится ключ к немыслимому обогащению. В решительный момент родственник умирает, и так как в его смерти не виноват никто из живых, все вздыхают свободно. Наследуя состояние умершего, герои романа обретают богатство, независимость и покидают проклятый дом.

Как видно, сюжет скуден событиями. Но книга не мала, и уж точно не рассчитана на один вечер. Здесь, на мой взгляд, таится большая ловушка для любителей готики в популярном её понимании. Того, что захватывает, как аттракцион, здесь нет. Но есть тонкие и точные психологические заметки. Они так искусно вплетены в ткань романа, что требуется внимательная работа читателя (а на что читатель надеялся? Чтение - это дело, а не безделье), чтобы зацепить то или иное авторское наблюдение, рассмотреть его и обнаружить в себе самом его первоисточник. Кстати, подобные "Дому..." книги очень ясно доказывают, что люди любых времён обладают не только одинаковым строением тела, но и одинаковым устройством души.

Вторая ловушка связана с любовной линией сюжета. Как? Действительно, как? Любовной линии в сюжете почти нет, или, вернее сказать, она такая тонкая, что почти незаметна. Это во-первых, а во-вторых, она расположена максимально отдельно от линии семейного проклятья, легенд и даже конфликта между живыми персонажами. Это скорее разочарование не только для любителей современной готики, но и для поклонников таких столпов жанра, как Абрахам Стокер или Анна Радклиф. Только в самом конце завязывается маленький узелок любви и проклятия - лишь для того, чтобы нейтрализовать окончательно все упоминания о последнем.

Ловушка номер три - это количество молодых и прекрасных героев среди всех героев романа. Прямо скажем, их мало. Она одна - кузина Фиби, - и её душе отведено в романе не слишком много места по сравнению с тем вниманием, которое отдал автор её престарелым родственникам. Да и пресловутые проклятия не шибко-то её касаются, а глубокие и тонкие переживания не слишком ей доступны.

Наконец - и это ловушка номер четыре для тех, кто до неё добрался - как посмел автор иронизировать над собственным сюжетом? Он едва впустил в роман потусторонних персонажей - и тут же напомнил: читатель, этого не было, это мы с тобой фантазируем, не забудь.

Итак, это простой роман со скромным сюжетом и полный ловушек для тех, кто ожидал Удольфских тайн. Утончённый и добрый, касающийся нравственных вопросов, важных в любую эпоху и в любом обществе. Готичность этой книги - не в буйстве нечисти, а в явной и неявной тревоге, ощущении довлеющей над человеком судьбы, лишающей его физических и душевнных сил.

И ещё одно. "В знак преклонения перед гением" Герман Мелвилл посвятил своё великое и главное произведение Натаниелю Готорну. Этот шаг может быть не понятен даже во время чтения романа последнего. Но он понятен после прочтения. И он ещё раз говорит нам, что гений не всегда громогласен. Иногда нам самим надо прислушаться.