Больше рецензий

11 февраля 2019 г. 18:56

833

5 Пётр Вайль, Александр Генис, «Родная речь: Уроки изящной словесности»

⠀У нашего эмигрировавшего в Канаду в 70-е годы писателя Саши Соколова есть замечательное выражение о том, что настоящая Родина — это не земля, границы и государственные институты. Родина — это русский язык. Я для себя добавил бы, что ещё это наша классическая русская литература.

⠀Замечательный обзор самых-самых классиков я нашёл в небольшом издании, которое с большим удовольствием и ностальгией по первым шагам в мире литературы прочитал намедни. Авторами оказались служители русского слова — филологи и эмигранты Пётр Вайль (российско-американский журналист, писатель, радиоведущий) и Александр Генис (писатель, эссеист, литературовед, журналист).

«Родная речь: Уроки изящной словесности», издательство Азбука-Аттикус, 2011. — 256 стр.

⠀Уже с первых слов, с предисловия Андрея Синявского, становится абсолютно ясно — будет интересно, несмотря на громоздкость и вес заявленной темы. Вряд ли многие из нас похвастаются особым рвением к чтению в рамках школьной программы по литературе (я вот был местами очень увлечён и некоторые свои сочинения помню до сих пор!).

⠀Охватить всю русскую литературу невозможно, но тут представлена удачная попытка интересно, живо, многосторонне и, в то же время, легко объять своим цепким филологическим/литературоведческим и читательским взором 17 классиков и одного критика Белинского, временной пласт от конца 18-го до порога 20-го веков, от «Бедной Лизы» Карамзина до «Вишневого сада» Чехова.

⠀По-современному и со знанием материала так передать какие-то яркие и кажущиеся ключевыми в жизни и творчестве наших классиков узлы могут люди неравнодушные, любящие русское слово, русский язык, явленный в нашей литературе. За что хочу поблагодарить авторов и признаться, что взглянул с новых точек обзора на давно знакомые вещи, увидел связи, дотоле невидимые глазу, прикоснулся к живым людям, о которых вещают в школе подчас штампованными выражениями, заученными "истинами".

«Что бы там ни говорили, в литературе важны не благие намерения автора, а его способность увлечь читателя выдумкой. Иначе бы все предпочитали Гегеля „Графу Монте-Кристо“»

Из данного сборника эссе вы узнаете:
⠀✓Почему из «Бедной Лизы» вышла вся русская литература;
⠀✓Что Фонвизин-классицист ближе к живым "отрицательным" героям «Недоросля», чем к "правильным" шаблонным;
⠀✓Как первый писатель-диссидент Радищев стал угрозой государству наравне с бунтовщиком Пугачёвым;
⠀✓Что злободневная сатира Крылова забылась, превратившись в галерею юмористических басен о животных;
⠀✓Как Грибоедов-дипломат стал для России прежде всего писателем, оставив потомкам непонятного и непонятого Чацкого;
⠀✓Как Пушкин нашёл, в конце концов, свободу в природе, в мире, в космосе;
⠀✓Что сюжет «Евгения Онегина» принадлежит не Пушкину, а русскому читателю, массовому сознанию, обобщённому образу.., а Пушкину принадлежат стихи;
⠀✓Как Белинский ввёл принцип: по книгам судить о жизни, то есть исследовать литературную реальность как социальную (а в статье о Базарове довёл этот приём до предела виртуозности;
⠀✓Что в Лермонтове фраза и мысль победили стих и эмоции, а через Печорина выразилась тяга найти то, что всем этим вокруг и нами повелевает;
⠀✓Как Гоголь творил эпос равный гомеровскому, но так и не смог реализовать свой грандиозный план;
⠀✓Что Островский в «Грозе» выступил с полемикой к «Госпоже Бовари» Флобера;
⠀✓Как напор цивилизации (Базаров в романе «Отцы и дети» Тургенева) разбивается об уклад, культурный порядок;
⠀✓Что Обломов у Гончарова является фигурой вневременной, неподвижной, цельной, не нуждающейся в развитии;
⠀✓Что новаторский роман «Что делать?» — о попытке превратить искусство в науку — оказался провальным;
⠀✓Как Некрасов пытался писать "по-народному", но народ так и остался по отношению к нему "братом меньшим";
⠀✓Как «Салтыков-Щедрин был обречён нести крест русских писателей — принимать литературу чересчур серьёзно»;
⠀✓Что «по Толстому, нельзя исправить, но можно не вмешиваться, нельзя объяснить, но можно понять, нельзя выразить, но можно назвать»;
⠀✓Как Раскольников в «Преступлении и наказании» Достоевского стал единственным героем книги, а все остальные — "осуществлённые" проекции его души;
⠀✓Что Чехов так и не осуществил мечту создать большой роман, но втиснул его в короткую прозу;
⠀✓«Чеховский герой — сумма вероятностей, сгущение непредсказуемых возможностей. Человек, по Чехову, ещё живёт в разумном, бытийном мире, но делать там ему уже нечего».

Я очень рад тому, что благодаря этому изданию вновь окунулся в мир русской литературы и словесности.
Очень советую обратить внимание!

картинка AntonKopach-Bystryanskiy