Больше рецензий

Grandmama

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 февраля 2019 г. 11:49

207

5

Поприветствуем нового Плутарха на нашем книжном Олимпе!
Все время, что читала эту книгу, вспоминала именно Плутарха. Да, жизнь не Александра с Цезарем сравнивает Басинский. Но жизнь таких титанов духа, что и Александр Великий, и Цезарь рядом с ними "малые сии"... Как и Плутарх, автор опирается на письменные и устные источники жизнеописания отца Иоанна и Льва Толстого. Чем-то ему проще: прошло всего около полутораста лет, сохранились дневники и письма "героев", архивы и много печатных источников. С другой стороны, все настолько близко, что не увидеть целиком, не оценить противостояния в полной мере. Да и я, как читатель, не готова полностью воспринять идеи Толстого, не хватает знания. Идеи о. Иоанна Кронштадского мне ближе и понятнее, как православному человеку, но тоже не конца, видимо не хватает Веры. Но, главное, на мой взгляд, что книга заставляет не просто задуматься, а вникнуть глубже. больше узнавать, больше читать.
С автором я познакомилась (заочно, конечно. Он-то про меня и не знает), когда в очередную субботу смотрела с внуками передачу Вяземского про умных детей. Там Павел Валерьевич был судьей и дал небольшое интервью Юрию Павловичу. Меня очень удивило, что судьей в популярной телеолимпиаде, на этот раз, не преподаватель университета МГИМО. Басинский был представлен, как литературный критик, этакий Белинский нашего времени. Оказалось, что он не только специалист по Горькому, но много пишет о Толстом, причем, считается авторитетом в этой области. Так что книга "Святой против Льва" была отложена мною для чтения. Но отложена...
Название "Святой против Льва. Иоанн Кронштадский и Лев Толстой: история одной вражды" полностью соответствует сюжету. Так как Басинский показывает, что со стороны Толстого вражды не было. Ну не мог граф Толстой, потомок Толстых, Волконских и Трубецких враждовать с приходским священником: "Рюриковичи мы"...

По словам его сына Ильи Львовича, «по своему рождению, по воспитанию и по манерам отец был настоящий аристократ. Несмотря на его рабочую блузу, которую он неизменно носил, несмотря на его полное пренебрежение ко всем предрассудкам барства, он барином был и барином остался до самого конца своих дней…

Нам трудно представить себе, до какой степени одежда того времени подчеркивала социальное происхождение человека. Барин и мужик, оказавшись рядом, не просто отличались друг от друга по внешнему виду, но воочию представляли собой пример встречи двух совершенно разных миров, вроде встречи Миклухо-Маклая и коренных жителей Новой Гвинеи. Начиная с петровской эпохи внешние различия между барином и мужиком достигли такого масштаба, что, оказавшись рядом, эти два представителя homo sapiens не могли общаться друг с другом как два представителя человечества, но только как барин с мужиком.

И это не только про одежду. Так что Толстой был граф, а о. Иоанн - мужик. А принадлежность его к Церкви для Толстого ничего не значила, так как он был, опять же, не из "церковной знати". Так что отец Иоанн для Толстого никто и "звать его никак". Впрочем, оказалось, что Толстой интересовался им. Но о. Иоанн был для Льва Николаевича мелковат.
Толстой, он замахнулся на всю православную Церковь. а чего мелочиться?

Толстой вступает в конфликтный диалог с Церковью, то ли не понимая всю невероятную сложность почти двухтысячелетней ассимиляции христианства в разные времена и у разных народов, то ли как раз понимая, но отвергая именно потому, что это слишком сложно и затемняет изначальную суть учения.
Самое главное: он был убежден, что христианство – это учение, а не мистический опыт, который передается из поколения в поколение и нуждается в сакральной неприкосновенности.

И вот, что странно: отрицая божественность Христа, Толстой провозглашал себя самым истинным христианином, считал Церковь устаревшей и нужной только неграмотным мужикам.
И что оказалось интересным: Церковь-то с Толстым и не воевала... Не было Анафемы Толстому... даже отлучения не было...

свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.

вот, что было написано в "ОПРЕДЕЛЕНИИ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА ОТ 20–22 ФЕВРАЛЯ 1901 ГОДА".
Это, наверное его сильнее всего обидело.
На толстовцев были гонения, а на самого Льва Николаевича - нет. И не нужно ему было никаких покаянных вердиктов... вполне мог прийти в любую небольшую церковку и признать свой грех. и покаяться, и причаститься... и всё. На самом деле немного не так. Потому что какой-нибудь деревенский Батюшка мог бы побояться исповедать графа Толстого, уж слишком много шумихи было вокруг...
А вот когда литургию служил о. Иоанн (Васильев), то на общей исповеди люди вслух каялись в смертных грехах, даже в убийствах. Кричали громко, чтобы священник их услышал, рыдали и каялись принародно, потому, что другим способом Иоанн Кронштадский не смог бы исповедовать и причащать каждый день тысячи прихожан.
Но это всё потом.
Толстой и о. Иоанн были практически ровесниками и прожили долгую жизнь, были очень популярны, каждый в своей среде и, во многом, этапы их жизненного пути были похожими. Оба рано остались без отца. Оба любили свои матерей. Правда мать Толстого умерла, когда Леве было два года, так что любил он тот идеал, что сам и создал, а вот мать Иоанна приезжала к сыну в Кронштадт, и тот ее стеснялся, хотя слушался (о чем и писал в своем дневнике). Оба устраивали школы для детей бедняков. Вот еще чем похожи оба героя книги: следуя велению моды того времени - оба писали дневники. Оба предполагали, что их дневники будут читать, так что... И Лев Николаевич, вот в чем весь Толстой, дал прочесть интимный дневник своей 16-летней невесте перед самой свадьбой. Зачем? А ведь, если верить его же дневникам, женился по большой и чистой любви. Да...
Иоанн Кронштадский поступил со своей женой еще хуже: женился он без любви, лишь затем, чтобы иметь приход и ежедневно служить литургию, поэтому он запросто объявил новоявленной матушке, что у него целибат, то есть полное воздержание от интимной близости. Матушка жаловалась, епископы увещевали, но желание священника ежедневно служить обедню было превыше... Вот вам и святой! Зато и прославился отче Иоанн, именно, как приходской священник. Кто тогда не насмехался над попами! Святые-то все были из монахов и схимников. А деревенские нищие попы (из семьи которых и вышел о. Иоанн) с их платами за требы десятком яиц, например, были притчей во языцех.
Вот Лев Толстой не имел денег к старости. Совсем. Нет это не потому, что он в молодости проигрывал тысячи, не потому что гулял и пьянствовал. он просто от них отказался. Ну а уж как его жена будет содержать огромную семью, шестерых детей, снох, внуков, тетушек, и пр., Льва Николаевича не волновало. А у о. Иоанна, наоборот, смолоду денег не было (совсем), зато потом, ему, человеку отказавшемуся от устроения своего семейного гнезда, пришлось содержать сестер, зятьев, своячениц, племянников и племянниц, ближних и дальних родственников, причем, часть из них тайком от жены и тещи. Иоанн строил монастыри для женщин, больницы для бедных, гостиницы для паломников, "Дом Труда", получая деньги от прихожан и жертвователей. Он тоже не имел денег, но потому, что тратил их на благотворительность и даже Толстому посылал на борьбу с голодом в его вотчинах.
На словах. так близки их идеалы, но так далеки они друг от друга. Так что если интересуют подробности, то надо (надо!) читать книгу.

И да, тишайший и благостнейший отец Иоанн Кронштадский ругал и проклинал Толстого, потому, что для него он был, действительно враг (врагом в Церкви называют дьявола), отказавшийся от всех церковных установлений и таинств, хулящий Бога и Деву Марию, отрицающий Христа, как бога-человека, перекроивший Евангелие и публично всё это проповедающий. Конечно, возопишь. когда надругаются над всем святым для тебя. Тут уж и анафема, и молитвы о смерти врага. Правда, сам Иоанн умер раньше, чем Толстой, но, если верить Басинскому, отошел с миром в Царство Небесное, чего уж никак не скажешь о Толстом.
Сама книга о противостоянии "христианина" Льва Толстого и Христианской Православной Церкви, в лице священника Иоанна Кронштадского, написана достаточно нейтрально, дескать, "я расскажу, а вы рассудите"... Никаких литературоведческих вывертов. Хороший, умный русский язык. Недаром именно Басинский будет представлен на "тотальном диктанте - 2019", как автор.
И еще. Очень понравилась обложка. Вглядитесь в лица великих старцев! Какие замечательные фотографии выбраны! В книге много фотографий и документов, как в тексте, так и в приложении. Текст "Определения святейшего Синода", и переписка Толстого по этому поводу. Самое главное, что Церковь стоит, несмотря на предшествующие гонения, а в чем состояло "учение" Толстого, практически, никто не знает. Хотя, как великого русского писателя, его знает весь мир.

.ДП-2019, команда "Пастушья сумка" февраль. основное.