Больше рецензий

9 февраля 2019 г. 17:49

4K

4 Научно-художественный роман

Автор «Лезвия...» И. Ефремов – не только писатель, но и настоящий учёный (с научными работами и степенями). Если бы Нобель упомянул в своём завещании палеонтологию - то Ефремов был бы, пожалуй, нобелевским лауреатом. В романе он излагает своё (диалектическое) понимание человека и вообще сущности жизни-бытия. Лезвие бритвы - метафора общефилософского принципа, которой объединены излагаемые взгляды.

Двуединость Ефремова (и писатель и учёный – и каждому есть что сказать) определили его резко своеобразный худ. метод. В его романе сплавлены художественное повествование и познавательная лекция (даже курс лекций). Из лекций можно узнать много всякого, а для человека, который ещё только познаёт мир (то есть, для юных), роман - просто кладезь.

Но и собственно художественная часть романа тоже на высоте. Ефремов - стилист не изысканный, но слог у него ясный, сюжет он строит с интригой. Хоть это будет и спойлером, но скажу: начальная часть романа может показаться чрезмерно насыщенной рассуждениями на темы психофизиологии и эстетики, но по её преодолении роман несколько меняется - начнутся вполне увлекательные приключения, замешанные на тайне древней короны. Есть также борьба героев и антигероев – напряжённая с закручиваниями, и, конечно, яркие истории любви. Сюжет многолинеен – действие происходит в СССР (России), Африке (там включается группа итальянцев и итальянок), Индии (да, часть смыслов в этой части вытанцовывается; но там задействуются не только танцевальная культура, но и другие пласты индийской цивилизации).

Герои - очень сильные мужчины и прекрасные женщины. Сила и красота, совершенство человека - это его тема, Ефремов умеет её расписать. Очень много посвящено телесному выражению женской красоты. Я прочитал роман на переходе из подростковщины в юношество – тогда показалось, что в образности романа доходит до грани, за которой начинается эротика (но не переходит эту грань). Ефремов ведёт эту тему, не вдаваясь ни в ханжество, ни в пошлость. Здесь можно увидеть иллюстрацию его концепции («лезвие бритвы») – отталкиваться от противоположностей – и тогда остаётся тонкая грань между ними. Перечитал роман сейгод – не, до грани эротики вроде далековато. Хотя, это не главное в романе, а то, что я зацепился за это – говорит больше обо мне, а не о книге.

Но метку +18 надо, наверное, ставить всё же надо. У Ефремова слишком много курят - это единственное, что можно сказать в критику. Ладно, это не единственное, есть ещё. Среди прочего - худ. метод Ефремова, идеализирующий героев и героинь, имеет в себе риск скатиться к ходульности их образов и высокопарности диалогов.

Роман воспринимается в юности и зрелости в разных тонах. В юности пафос и стилистика романа заходили легче, впечатлял он сильно. В зрелости отношение к нему более критичное. Среди прочего, важна для его восприятия грань между болотным мещанством и оторванным идеализмом – с возрастом эта грань смещается к болоту.

Кое-кто увидел, что главный герой, с его врачебными случаями - это немножко Доктор Хаус тогдадня. Я увидел в Ефремове немножко Стаса Михайлова – с его «За женщин всех / Я поднимаю свой бокал!» Строчка из Михайлова – метафора, передающая кратко, хотя и не точно, лейтмотив романа. Но пространные описания тоже близко не передадут эстетическую основу романа – задаваемая женскими образами стихия прекрасно-возвышенного (с ноткой трагичности).

Роман написан к 1963 г, в 2019 что-то в нём явно не отвечает современным представлениям. Но в основном «Лезвие…» остаётся вполне существенным.

PS. Хотя роман довольно-таки известен, за экранизации его ещё не брались.

картинка Jaroslav-2

Источник