Больше рецензий

Po_li_na

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2019 г. 08:29

1K

5

Одна из лучших книг для меня (если не самая лучшая!), прочитанная за последнее время — роман Евгения Гришковца «Театр отчаяния. Отчаянный театр». Это огромная книга — порядка тысячи страниц, но читать ее безумно интересно, потому как в ней говорится не столько о театре (хотя о нем очень много), сколько о поиске себя и своего Призвания. Гришковец пишет предельно искренне, просто выворачивает душу наизнанку: даже какие-то неприглядные вещи он не скрывает и признается в них, отмечая, что говорить об этом сейчас ему стыдно. Что удивительно, совершенно нет вот этого эффекта «все на продажу», наоборот степень его искренности позволяет читателю чувствовать себя избранным, кажется, будто автор рассказывает все это не для всех, а исключительно тебе одному по секрету.

Итак, Гришковец пытается проанализировать, когда же и как проник театр в его жизнь и каким образом стал его профессией и призванием. В школьные годы Евгений театром особо не интересовался: в Кемерове был, по его словам, далеко не лучший театр (из тех, где возрастные женщины играют детей, мэтры упиваются собою, а большинство безудержно комикует). Все походы в театр оказывались для Евгения полным разочарованием. Он подробно описывает эти постановки, свои впечатления и как бы со стороны разбирает причины такого зрительского восприятия. Тем не менее после каждого своего разочарования и обещания больше никогда не приходить в театр, писатель странным и чудесным образом снова оказывался в этом храме искусства. И вот однажды наконец состоялась его встреча с живым театром, и это перевернуло всю дальнейшую жизнь. Причем случилось это не в академическом каком-то театре, а в обыкновенном, студенческом театре-студии, в Омске. Но Евгения именно и поразило, что без особых декораций, в обычной маленькой комнатке, на глазах у зрителей рождается искусство, и не пыльное какое-то, а живое, настоящее, доброе, веселое!

Далее писатель попадает в студию пантомимы. Большая часть книги посвящена этому, ведь пантомима занимала и занимает в жизни Гришковца достойное место. Он подробно описывает занятия, свои мысли и открытия, описывает других членов коллектива. Опять же описывает и свои проколы, в частности разрыв с руководителем студии пантомимы... Потом уже идет рассказ о мим-дуэте, о разных театральных фестивалях, о верном партнере и друге Сергее Верзере, о взлетах, звездной болезни и провалах...

Удивительным образом в жизни Гришковца как-то так получалось, что только заканчивался какой-то театральный период, распадался его очередной коллектив или случалась размолвка с партнерами, тут же практически без перерыва судьба подбрасывала ему очередной шанс, и жизнь выходила на новый уровень. Очень смешно читать о том, как разочаровавшийся Евгений в очередной раз дает себе зарок стать серьезным человеком, написать диссертацию и т. д. А в это время уже в нескольких метрах от него находится человек, который буквально через несколько минут предложит ему создать собственный театр! Пути Господни не исповедимы! Как часто мы не знаем, что нас ждет за поворотом!

Конечно, много говорится в книге и о знаменитом театре «Ложа», о его создании, репертуре, развитии, о том как бизнес сжирает искусство, о выгорании и о многом-многом другом. И безумно интересно читать о том, как буквально из ничего, из неоткуда, опять в момент очередного «прощания с театром», вдруг неожиданно даже для самого исполнителя родился спектакль «Как я съел собаку», который снова ознаменовал новую веху в творчестве Гришковца.

Читая книгу, можно отследить, как планомерно, выверено Судьба вела Гришковца к сцене. Но также становится понятно, сколько пота, крови и труда на этом пути, сколько эмоциональных качелей....

Если вы увлекаетесь театром, то книгу безусловно нужно прочитать. Но ее нужно прочитать и вообще всем, на мой взгляд: очень много из нее можно узнать о себе. В прочем, как всегда у Гришковца.