Больше рецензий

7 февраля 2019 г. 00:06

1K

5 Плоды трудов важнее славы

Каждый день мы видим сотни снующих туда-сюда людей - на улице, в метро, в торговых центрах, - ничем не приметных, одевающихся средне, выглядящие средне, сварливых бабуль в переходах и маршрутках, водителя той маршрутки, мам с детьми, деловых дядь... Задумываешься... почти все когда-то хотели стать выдающимися, знаменитыми, строили иллюзии, витали в облаках, жаждали рукоплесканий...

Мы с вами тоже не исключение. Автор рассуждает о том, так ли нам нужна слава, чего мы хотим подспудно, на что заострить наибольшее внимание...

Книга начинается с примера о Буковски (как мне казалось, который должен был стать удачным примером). Но в конце-концов автор облачил все его успехи в следующее предложение: "он был неудачником всю жизнь, а в её конце просто написал об этом честно". До конца книги я искал ту мысль, которая была бы здесь уместна, о которой нельзя было не упомянуть... но увы, я её не встретил. Она заключается в довольно банальном: Буковски был талантлив. Он всю жизнь не реализовывал свой талант, но, как известно, "талант не пропить" и он дал о себе знать в столь позднее время. И облачил его в ту ипостась, которая была "под рукой".

Это, пожалуй, единственный смысловой минус книги, который я заметил.

Довольно много людей, прочитавшие "Тонкое искусство пофигизма" отметили, что мысли и идеи из книги им уже известны, что они не открыли для себя ничего нового и тому подобное...
Ну, во-первых, я всё же кое-что открыл и даже могу похвалиться тем, что какие-то мысли я запечатлел в своём бессознательном.
Во-вторых, перечитал некоторые известные мне суждения и ничуть не расстроился из-за потраченного мной времени. Так же, как действие, повторенное много раз становится навыком, так и мысль, повторенная неоднократно, становится убеждением. Интуитивное представление о том, как нужно действовать не всегда ведёт к правильным действиям - зачастую помогает именно чёткое её оговаривание и повторение, ведь в тех ситуациях, когда нет времени думать - мы способны кидаться куда попало -зачастую далеко в лес.

Особенно понравилась неоднобокость автора: он поясняет обе крайности одного явления. Например: сверхэмоциональность и подавление эмоций, убегание от проблем и признание их нерешаемости (во всех случаях плохо и то, и другое).

В книге есть одна избитая истина, которую, впрочем, я с удовольствием прочёл ещё раз. Однако её знает далеко не каждый, а если и знает, то не осознаёт, а если и осознаёт, то не применяет.

Мы хотим награды, а не борьбы. Мы хотим результата, а не процесса. Мы любим не борьбу, а только победу.

Думаю, это одна из тех фундаментальных вещей, которые нужно твердить детям с 5 лет.

Судя по тому, как среднестатистический гражданин нашей (да и не только) страны недоумённо вопрошает: "А где свобода слова? А где демократия?" - он не понимает этот принцип. Демократия, свобода слова, экономическое развитие для государства, успех в работе, накаченное тело на уровне отдельного человека - это плоды упорного и кропотливого труда, часть из которой ушла впустую. Но конечный пользователь чужих плодов не вполне может осознавать это. Тем и опасны чужие плоды - как в виде импортных автомобилей, электронных гаджетов, кино, так и в виде подаренной родителями квартиры, уютного кабинета под боком отца и т.д.

Ещё одна принципиальная новая идея для меня - развёртывающиеся, как луковица слои самопознания.

Этой мыслью автор попал в точку:

Когда люди боятся того, что о них подумают окружающие, они часто боятся как раз, что окружающие согласны с тем дерьмом, которое они сами думают о себе.

Есть люди, обвиняющие автора в слабом тексте, в неглубоких мыслях... Но зачем высказывать глубокие взгляды и философский выверт простых жизненных истин? Жизненные правила просты, а следовать им гораздо труднее, ибо чёткости и конкретики изложения не может быть по определению. Ведь тогда как же нам быть разными? К тому же, книга явно не претендует на философичность, или изложение суждений с научной точки зрения.

Мой критерий хорошести книги: вследствие их прочтения появляются свои мысли, дополненные мысли из книги, подстроенные под тебя.
Так вот, одной из новых мыслей стало продолжение мысли об утопичности абсолютной свободы. Смысл жизни - в отказе от альтернатив, сужение свободы в одном направлении, верность одному месту, и даже одному человеку. Так и с идеями космополитизма: "я предан всему миру, я принадлежу всем культурам, всем языкам и т.д." - это и есть та самая абсолютная свобода, которая не окрыляет, а отягощает, пестрит всевозможными красками, утомляя глаз... Открытость для всего мира зачастую означает нечёткость своих же границ, когда, в конечном итоге ты превращаешься в проходной двор, не давая чему-то хорошему оставаться в тебе. И сам я останусь нулём, продуваемый всеми культурами, языками. Я смогу сказать "здравствуй" на пятидесяти языках мира, но ни на одном я не буду способен выразить самое сокровенное, глубинное и искреннее...

Человек, которого "кормят его идеи", вечный скиталец, который никак не привязан к определённому месту - Остап Бендер тоже имеет своё пристанище - место, где он хочет засесть, это можно заметить по всей линии повествования - то его конечной точкой является город, где все щеголяют в белых штанах, то его родина, которая его устраивает во многих аспектах.
Заграница – это миф о загробной жизни, кто туда попадает, тот не возвращается.

Язык книги не литературный, а несколько науч-поповский, в стиле типичных американских книг по саморазвитию. Характерно отсутствие метафор и прочих художественно-изобразительных средств. Но в такой книге их не должно быть много: имхо, это мои ожидания и ценности ;)

Хотя, вру...
Описание его подхода к обрыву у самого южного мыса, его ощущения во всём теле, согласующиеся с тем, что происходит в его голове, какие бессознательные инстинкты включаются - всё это передано поистине литературно и искусно.

Сам ритуал символичен, ибо обрыв у самой южной точки земли выражает самую крайнюю точку жизни, столкновение с бездной, а к тому же обрыв физически несёт смерть. Достичь двойного смысла удаётся в хороших образцах художественной литературы, и в данном случае, у автора получился весьма точный и яркий образ.