Больше рецензий

6 февраля 2019 г. 14:13

817

4

Итак, перед нами будущее. Идеальное общество потребления. С первых же строк нас погружают в этот мир. В мир, где новых членов общества выращивают в пробирках по чёткому алгоритму, в зависимости от функций, которые они будут выполнять в дальнейшем. В мир, где побеждены старость и болезни, где можно бесконечно развлекаться и бесконечно потреблять. Где нет страсти и других сильных эмоций, где все… счастливы.
Но какой ценой? Мир, в котором общество пожертвовало свободой, привязанностью, любовью. Мир, в котором человек не личность, а лишь винтик огромного механизма. Где мать – это что-то очень неприличное.

Но это всё со стороны. Дивный новый мир страшен для тех, кто ему не принадлежит. Для тех, кто рождён вне его.
Всей этой системе противопоставляется чистая(?) человеческая природа. Человек, выросший совершенно в другой системе ценностей и волей судьбы оказавшийся в этом механизме. Дикарь, пришедший в цивилизованное общество.
Мы видим его бунт, его неприятие цивилизации с её благами. Мы видим человека способного чувствовать. Но так ли свободен Дикарь? Он ведь точно так же зомбирован установками, полученными в детстве из своего окружения. Он абсолютно ничем не отличается от жителей Дивного нового мира. Абсолютно лишён гибкости и свободы воли, за которую так ратует. Что стоят жуткие сцены самобичевания? Один зомби противопоставляется другим зомби. И всё. Две крайности.

Людьми, способными осознавать происходящее и делать выбор представляются только Мустафа Монд и Гельмгольц. Правитель и поэт – символично.

Какое-то неоднозначное впечатление о книге. Но она действительно очень стоящая, и прочитать её нужно обязательно. Хаксли заставляет думать. И даже копаться в себе.
Жить в его мире не хочется, истинное счастье невозможно регламентировать.