Больше рецензий

linora-vesta

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 февраля 2019 г. 01:13

766

4

«В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков —
Разве не чудо?
Г. Галина

Чудесные лекции от итальянского писателя – ученого – философа Умберто Эко. Итак, добро пожаловать! Умберто Эко, словно опытный егерь, проводит читателей по литературному лесу, иногда заводя в самые потаенные его закоулки. Эко разбирает тексты таких писателей как Ян Флеминг, Дюма, Анны Радклиф, Джойса и многих других. И здесь автор проявляет себя как невероятный рассказчик, полностью увлекая читателя прогулками по Парижу времен «Трех мушкетеров», перестрелками Джеймса Бонда, путешествию то ли в реальности, то ли во сне в «Сильвии» Нерваля...

Правда, следует отметить, что такой подход - доскональное разбирательство, анатомизация текста - придется по нутру далеко не каждому.

Любопытно, что позиция Эко перекликается с позицией Набокова, который говорил в своих лекциях: «На самом деле вся литература - вымысел. Всякое искусство - обман. Мир Флобера, как и мир любого крупного писателя, - мир фантазии с собственной логикой, собственными условностями и совпадениями».

Умберто Эко подходит к литературе с точностью аналитика, математика – об этом свидетельствуют его рисунки и графики, приведенные в книге, и профессиональные термины ( не пугайтесь, их не очень много). Неподготовленному читателю, ожидающему легкого научно-популярного текста, книгу будет читать как минимум сложновато. Но если вы филолог, интересуетесь литературоведением или писательством – то однозначно и очень настоятельно рекомендую. Несколько произведений, которые автор упоминает в лекциях, я взяла на заметку.

Напоследок несколько цитат:

«Когда меня спрашивают, какую книгу я взял бы на необитаемый остров, я отвечаю: "Телефонный справочник: там столько персонажей, что можно напридумывать бесконечное число историй".
***
Но есть и еще одна причина, по которой вымысел метафизически уютнее, чем реальность. Это золотое правило, которым пользуются криптографы и дешифровальщики, а именно, что смысл любого тайного сообщения можно расшифровать, если только у вас есть уверенность, что это действительно сообщение. Проблема с реальным миром состоит в том, что с самой зари времен люди гадают, есть ли в нем смысл, и если да, то какой. Что же до вымышленных миров, мы знаем наверняка, что в них есть смысл, что авторская сущность присутствует вовне - как фигура создателя и внутри - как набор инструкций для чтения.
Следовательно, наши искания образцового автора - это поиск эрзаца другого образа, образа Отца, он затерян в Дымке Бесконечности, и мы не перестаем гадать, что там: ничто или нечто.