Больше рецензий

2 февраля 2019 г. 16:06

209

4 До омерзительности реальная метафора «духовной слепоты»

Книга «Слепота» португальского писателя Жозе Сарамаго стала для меня сущим кошмаром – в том смысле, что я пережила очень яркое погружение в сюжетную линию, а не потому что я с трудом пробивалась через строчки. Пока я читала книгу, я была в состоянии омерзения, шока, я слышала все тленные запахи, чувствовала убогость слепого бытия.

Книга читается «как по маслу», сюжет увлекает, разворачивается быстро, уносит на волне событий. Хотя сам язык немного тягучий: читатель вязнет в длинных предложениях, накрученных, закрученных и перекрученных так, что порой теряешься в калейдоскопе описаний. Писательский стиль Сарамаго напоминает мне Кортасаровские предложения-монстры, столь длинные, что на протяжении одного предложения автор может пошутить, поскорбить, а потом еще раз пошутить. Мысли сбиты так плотно, что некогда дышать. Плотный текст, плотные мысли, но при этом достаточно острый сюжет.

Сюжет следующий: в городе N в один прекрасный день слепнет молодой человек. Просто так. Бум-бах – и ослеп на улице. У него перед глазами – белая пелена, в сердце – страх, в мыслях – тоска по времени, когда он видел. Постепенно срабатывает «эффект домино» и слепнут все, кто контактировал с первым слепцом – слепнет его окулист, человек, который помог ему добраться до дома, жена, весь город, вся страна. Не слепнет только жена окулиста, который первый сталкивается с «заболеванием» и информирует о катастрофе правительство. Правительство тем временем предпринимает меры, продиктованные законом джунглей: больных надо изолировать. Пусть сами там как-то выживают.

Партии слепцов отправляются в консерватор – бывшую лечебницу для душевнобольных. Там начинается полнейший хаос, в котором слепые люди, полностью лишенные координат, начинают налаживать жизнь в новых реалиях. Жизнь в лечебнице становится метафорой хаоса, самоуправления народа, лишенного власти, метафорой свержения тиранов-насильников, крушения идеалов, выработки новых ценностей, которые порой не сопоставимы с ценностями «зрячего» мира.

Грязь, испражнения, насильственные действия со стороны слепцов-тиранов, требующих «женщин за еду», смрад разлагающихся трупов – все это видит только один человек: жена доктора.
Она видит весь ужас, но продолжает бороться. За что? За какой мир? Мир, в котором есть место убийству, насилию, в котором люди не соблюдают даже малейшие приличия, так как их никто не видит…

Блокада в консерваторе заканчивается пожаром. Группа главных героев, среди которых жена доктора-окулиста, сам доктор и его пациенты, выбираются и попадают в разрушенный город.
В городе – пустые продовольственные магазины, группы слепцов, шастающих по улицам, смрад, стаи собак, грызущих разлагающиеся трупы других слепцов, могилой для которых стала улица.

Куда идти? Понятие «дома» перестает существовать, так как никто не может найти свой дом и селится в первом попавшемся помещении. Люди теряют своих близких, а порой даже себя.
Однако в последней главе слепота отступает, люди прозревают, радуются тому, что когда-то было для них обыденностью. А жена доктора делает вывод о том, что люди как были слепыми до «эпидемии слепоты», так и остались слепыми. И не имеет значения, видят ли они физически мир перед собой или нет....

Книга Сарамаго – это любопытная метафора «слепоты» как духовного состояния, которое становится явным для людей только тогда, когда люди слепнут физически.

Подумать есть о чем…не только о слепоте, но и о смысле жизни. Что остается человеку, лишенному всего – дома, близких, чести? Стоит ли продолжать жизнь, если она становится грязной и некомфортной? Если да, то ради чего? Ради будущего, которое может не стать лучше? Что поддерживает жизнь человека в такие моменты? Надежда? Если верить экзистенциалистам, то это мужество. Мужество жить. Если обратиться к Виктору Франклу, то это вера – вера в то, что где-то на этой земле о тебе думает любимый человек, и ты сам думаешь о нем и о Боге, а в этой мысли и есть весь смысл.