Больше рецензий

riccio_calvo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 февраля 2019 г. 15:47

2K

2 Разреши они ему заниматься живописью, у него, вероятно, не было бы времени писать «Майн кампф»…

С творчеством Вишневского я познакомилась 10 лет назад. Тогда все читали «Одиночество в сети». Ну, и я прочитала, и книга меня покорила.

За прошедшее с тех пор время, я прочитала не одно произведение пана Януша, и уже думала, что это – любовь. После «Бикини» я поняла, что ошибалась.

спойлер

Вторая Мировая война. 1945 год. Германия. Разрушенный, почти стертый с лица Земли, Дрезден. Анна молодая немка, прячется от авианалетов в церкви с матерью. Крыша церкви не защищает – мать Анны гибнет по завалами.

Так начинается путешествие Анны (и её фотоаппарата).

Фотография – страсть Анны, она практически не выпускает из рук свою «лейку». И запечетлевает ужасы войны: увечия, придавленные и разорванные тела – людей и домов, страх.

«Что за странные обстоятельства заставили американцев и англичан сбрасывать бомбы на детские сады, ясли и больницы и не попадать по железнодорожным путям…»

На руинах своего дома она знакомится со скрипачем, который становится её первой – любовью? Любовником?

Из Дрездена она решает отправиться в Кёльн к сестре своего погибшего на фронте отца. Вместе со скрипачём. Но скрипач мимолётен – он становится ещё одной жертвой войны.

Это же самое время. Америка, Нью-Йорк.

Война охватила весь мир, но американцы ощущают её только по потерям молодых мужчин, не более. Война – она где-то там, за океаном, далеко и не реальна.

Стэнли, фоторепортёр газеты «Нью-Йорк Таймс» получает задание отправиться туда, в пекло войны, и показать лицо этой самой войны. Не успехи армии, а войну – глазами жертв, глазами немцев.

Стэнли без раздумий соглашается. И отправляется в Люксембург, а оттуда попадает в Кёльн – ту половину, что уже «наша».

Там он знакомится с Анной. По её просьбе проявляет плёнку. Восторженный, восхищённый, потрясённый увиденным, он делает Анне предложение всей её жизни – отправиться в Нью-Йорк и делать фотографии для газеты.

Анна без раздумий соглашается.

В Нью-Йорке она добивается большого признания. Но даже за океаном, до неё долетают отголоски войны: Германия – капитулировала, на Японию сброшены ядерные бомбы.

Анне дают особое задание – отправиться на аттол Бикини, где что-то готовится, не зря же там засели американские военные.

Анна без раздумий соглашается.

И действительно – на атолле что-то готовится, а именно – новые испытания ядерного оружия.

Успешные испытания.

Бикини больше нет.

Всё, конец.

свернуть

По мне, это не роман о любви, не роман о Второй Мировой войне, ни тем более не роман о любви в конце Второй Мировой войны.

«Бикини» хочет притвориться романами Ремарка: чувствительным, трагичным, с ароматом кальвадоса.

Но не удаётся. Всё перебивает вульгарщина и аромат водки, но хорошей – польской сливовицы.

«Планы передислокаций целых армий, о которых она поведала, массируя ему ягодицы, казались правилами какой-то настольной игры для взрослых.»

«Она вела себя так странно. Сочетание девичьей невинности и изощренности проститутки с 42-й стрит и Тайм-сквер.»

Все девушки, что встречаются на пути Стэнли – фотомодели: большая грудь, тонкая талия, широкие бёдра. И каждая мечтает прыгнуть с ним в койку. И практически каждой это удаётся.

Каждый, кто встречается на пути Анны – еврей, поляк или польский еврей. И практический каждый из них говорит по-немецки (даже на аттоле Бикини). И практически каждый из них ненавидит немцев, но жалеет Анну.

В романе Вторая мировая война – просто фон, причём искажённый.

Здесь Сталин – ещё страшнее, ещё опаснее Гитлера. Советские войска – просто союзники.

«Русские, как ни крути, были союзниками, и без Сталина эта война длилась бы бесконечно, но они, как однажды образно заметил Стэнли, напоминали "ненавистную тёщу, которую трудно убрать со свадебных фотографий".»

Здесь Париж просто сдался, а Италия – просто встала плечом к плечу с Германией.

Здесь Америка зациклена сама на себе, «америкоцентрична», но - освободитель. А, как говорится, историю пишут победители.

Здесь жертва – не весь мир, а только лишь евреи, поляки и польские евреи.

Здесь немцы все поголовно – преступники, и должны раскаиваться, но не раскаиваются.

Даже Сталинград упоминается, как город, в котором умер от обморожения отец Анны, и только.

Так вот, это роман не о любви, не о Второй Мировой войне, ни у тем более не о любви в конце Второй Мировой войны.

Мне было тяжело читать этот роман от обиды. От обиды за всех, за то, что самая кровопролитная война XX столетия, плоды которой мы до сих пор пожинамем, так обгажена.

Уж лучше почитать книгу Кристин Ханны «Соловей», чем это.