Больше рецензий

28 января 2019 г. 15:58

1K

3 Особенные приметы - особенная

С удивлением обнаружила эту небольшую повесть в одном из "мастрид" списков. Что в ней обязательного к прочтению навсегда останется для меня тайной. Несмотря на то, что я добросовестно пробежалась по объяснительной критической статье. Тонкий, психологичный, самобытный, остросоциальный - и еще множество эпитетов придумали к этому тексту, что совершенно не отражает моего к нему отношения. И для таких читателей в статье тоже нашлось доброе слово - что-то про душевную слепоту.

Слепа, как крот. Но я правда не понимаю, что в Марианне такого особенного. Чехи перевели название как Особенная женщина. Хотя дословно с немецкого - Левша, но смысл названия именно в непохожести на других; это выясняется из текста песни, которую Хандке поместил в середине книги. "Ты живешь,как все, но при этом не похожа на них, ты другая, особенная, я вижу тебя отдельно от всех" - основной мотив.

И главное здесь, на мой взгляд, позиция наблюдателя)) Я Я Я вижу, а не ты особенная. По крайней мере, автор даже не старался показать богатый внутренний мир Марианны, боже, он её даже по имени не назвал ни разу. Маячил сверху и наблюдал за движениями особи женского пола.

"Этаженщина" внезапно захотела жить одна. Ну как одна. С сыном, но без мужа. Мужа выгнала. К подруге? (Этот момент я не поняла, почему-то она его послала жить к Франциске, которая училка её сына и вроде бы близкая подруга. Настолько близкая, что ненужного мужа можно временно пристроить). Выгнала и начала прям ЖИТЬ! Ходить, сидеть, мыть посуду, стоять у окна, смотреть из окна, ходить в магазин, готовить, стучать на машинке, гулять, молчать, возможно даже, посещать туалет (к сожалению, этот период из жизни женщины автор обошел молчанием). Размышления, причины поступков, мысли, желания, надежды, внутренние тараканы и демоны? Нет, что вы, зачем? Зачем портить меланхоличный визуальный ряд пустым мудрствованием. Читатель умный, ему надо - сам заполнит пространство. И будет называть себя тонким и психологичным.

Я понимаю, что иногда хочется всех послать и просто побыть в тишине. Не думать. И этот покой есть счастье. Только выгоняют в таком случае не мужа, а всех так уж всех. Женщина сына, конечно, практически не замечает. Не зря же он ей говорит: "Знаешь, мам, ты тут не одна в тоске". Она, кстати, оставляет фразу без внимания. А зря. В ней как раз налицо мотив её "глубоких" поисков себя. Поиски будут обречены на успех, если будет что искать. Марианна же - манекен. Она двигается, но внутри пусто и скучно. По крайней мере, читатель точно не в курсе, чем она полна, ему не рассказали.

Поэтому совершенно невозможно объяснить, почему на неё мужчины слетаются. Про внешность Марианны мы тоже не особо много знаем. Обычная. Она изнутри особенная, утверждают все кругом. Прогулялась по торговому центру - безработный актер голову потерял. Хотя там с ней еще был папа... Личность раздражающая, в духе составителя "топ-10 мест, куда можно сходить с собственным мнением". Это ж как надо мёдом намазаться, чтоб тебя хотели при таком отце!

Ну да ладно, Марианна добилась своего, ей дали возможность жить с сыном, мужчины пошли по домам, к обычным женщинам. Вечеринка завершилась, посуда помыта, ребенок спит - и она пошла работать, переводить французскую литературу. Конец книги. Хм. А почему не рассказали, как она будет содержать себя, дом и сына на зарплату переводчика-фрилансера?! Это ведь самое интересное в самостоятельных особенных женщинах.

***
LinguaTurris. Девятый тур