Больше рецензий

26 января 2019 г. 22:07

523

5 Полнейший восторг!

Стокгольмский синдром — не болезнь, скорее, норма для человека. Жертва пытается понять преступника, очеловечить его и постепенно проникается некоей симпатией, которая впоследствии может перерасти в патологию. Инстинкт выживания предлагает нам разные способы самосохранения.


Наша задача – попытаться на время стать монстром и суметь вовремя отвернуться от бездны, которая вечно смотрит на тебя.


Я взялась за чтение книги с некоторым скепсисом, никак не могла понять, о чем именно автор собирается столько рассказывать. Стокгольмский синдром — тема интересная, но всю суть можно изложить в одной полноценной статье. Как оказалось, Нокс решил меня удивить.

Все в мире имеет срок годности, воспоминания не являются исключением.


Итак, начинается книга с единственной главы, написанной от лица Ресслера, — «Жизнь с чудовищами». Дальше у нас следует та самая краткая история стокгольмского синдрома. Конечно же, Нокс приводит реальные примеры: «Случай в Стокгольме» (с чего все началось), «Отчаянная Патти Херст» (один из самых интересных примеров о том, как заложница влюбляется в похитителя) и «3096 дней в плену, случай Наташи Кампуш».


Никто и никогда не узнает ни о твоей жизни, ни о твоей смерти. Тебя просто не было. Да и есть ли ты сейчас? Точно? Ты уверен?


Обо всех историях я слышала лишь поверхностно, поэтому подробный рассказ Микки мне очень понравился. Он вставлял небольшие сноски из статей психологов, интервью с родственниками и даже короткие отрывки из книги Наташи Кампуш; было много любопытных рассуждений на тему «жертва-палач», о возникновении новой личности под влиянием стокгольмского синдрома и тд.

Их связывали только воспоминания, только самые яркие воспоминания в жизни – этого оказалось вполне достаточно для дружбы.


Далее следует последняя глава «Механизм возникновения стокгольмского синдрома», но на этом всё не заканчивается, впереди ещё целых 65%. Так чем же меня удивил Нокс? Он решил добавить небольшую книгу (не нон-фикшн, а художку), написанную им и его подругой, — «Любить монстра. История о двух сумасшедших, покоривших мир». В ней «нашли свое отражение все основные механизмы действия этого удивительно сложного и противоречивого психологического феномена под названием Стокгольмский синдром».

«Любить монстра...» покорила меня с первых строк, поэтому не важно, реклама это или просто автор решил так наполнить книгу. Я читала и мечтала, чтобы она никогда не заканчивалась.

Из любого человека можно сделать жертву, – прерывает его Ванда Макдрайв. – Потом только большая проблема – из жертвы человека сделать...


Повествование ведётся от лица двух главных персонажей — Микки Нокса и Верены Вибек (как я поняла, авторы взяли для героев свои имена и фамилии). У каждого из них есть скелеты в шкафу, оба пытаются жить, а не существовать.

Это рождение ненависти, оно так воодушевляло и заставляло улыбаться.


Начало выглядит непонятным: Микки перед казнью решается дать последнее интервью, рассказать свою историю... И вот мы возвращаемся на три года назад, чтобы понять, что же произошло, когда всё пошло не так, в какой момент жизнь потеряла смысл.

– Не умирай и не убегай, – поясняет он. – Я буду искать. В обоих случаях.


Расскажу в общих чертах о сюжете, но без спойлеров, только начало. Сестре Микки нужна дорогостоящая операция, иначе она умрет. Когда парень приходит в банк за кредитом и получает отказ, все кардинально меняется. Он достаёт пистолет, грабит инкассаторов и берет в заложницы Верену. С этих пор их жизнь не будет прежней.

Сознание не стоит того, чтобы в него приходить.


Я влюбилась в Микки и Верену с первого взгляда (с первых страниц). Да, вот такая отчаянная влюблённость, ничего не могу с собой поделать. Они великолепны, юмор превосходен, сюжет динамичен, второстепенные герои тоже интересны. Смущали только короткие предложения, но ради всего этого я готова простить подобные мелочи.

Понимаю, что не смогу убежать. Не смогу даже с места сдвинуться без него. И ненавижу себя за это.


Наверное, книга произвела такой эффект, потому что я люблю тему стокгольмского синдрома, маньяков и тд. В ней есть и жестокая реальность, и романтика сказки, но главное (как и всегда для меня) — в ней есть эмоции, много различных эмоций. Во время чтения я постоянно что-то восклицала, не в силах сдержаться, либо смеялась в голос.

– Что еще? – раздраженно спрашивает он.
– Книжки какие-нибудь хоть дай, тут невозможно находиться, – жалобно прошу я. Он медленно кивает.
– Только не «Пятьдесят оттенков серого», я тебя очень прошу, – уже вполне нормальным голосом добавляю я.
– Вот я сейчас не понял прикола, – отвечает он.
– Забей, – бормочу я.
Тут в меня летит какая-то маленькая книжка в мягком переплете. Она даже на книгу не тянет. Так, тоненькая брошюрка. Томас де Квинси. «Убийство как вид изящных искусств» – читаю на обложке.
– Издеваешься? – кричу я ему.
– Ага, – говорит он и задвигает дверь у меня над головой.


В итоге, я не могу причислить книгу ни к нон-фикшн, ни к художке. 2 в 1 — так вернее. Кому-то не понравится подобный расклад, а кому-то станет любопытно. Читать или нет — решать вам. Лично я когда-нибудь снова вернусь к моим любимчикам.

Есть чужое мнение, а есть куча дерьма в голове ограниченного человека. И о такое пачкаться не хочется.


PS. Добавлю песню, которая стояла на рингтоне в телефоне Верены. Группа The doors частенько упоминается в книге.

Ilosh Ka