Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 января 2019 г. 19:05

3K

4.5 Я то, что я есть

Завершив чтение "Искусства любить" тут же перешел к следующей работе Фромма "Искусство быть".
По сути своей эти книги во многом перекликаются, являясь своего рода дополнениями друг друга.
Я бы даже воспринял их как одну книгу, состоящую из двух частей: первая часть "Искусство любить" - теоретическая, вторая - "Искусство быть" - практическая.

Да, я знаю, что данная работа является обработанным издателем уже после смерти автора рабочим материалом к книге "Быть или иметь?" Под этими двумя глаголами автор понимает кардинальное отличие позиций отношения к миру. "Быть" - отношения гуманистическое и творческое, созидательное по своей сути как в отношении мира, так и в отношении себя. "Иметь" - авторитарное отношение, символизирующее обладание, поглощение и присвоение. В некотором смысле "быть" - это свобода, "иметь" - не свобода.

Следуя восточной традиции, Фромм признает три фактора, которые привязывают человека к состоянию "иметь", это - невежество, жадность и иллюзии. Естественно, преодоление этих источников зависимости дает шанс на истинное бытие, каким оно должно быть для реализующейся, а не подавляемой личности.

По мнению Фромма "самый важный шаг в искусстве быть — это все, что пробуждает или усиливает нашу способность к росту осознания, а что касается разума — к критическому, аналитическому мышлению".
Исходя их этого положения рождается некий набор техник, позволяющий осуществить вожделенный прорыв.
Первый совет: "лучше всего будет начать с радикального скептицизма и предположения, что большая часть того, что мы слышим, наверняка или ложь, или искажение истины".

Автор предупреждает, что любая серьезная работа над собой потребует больших усилий, терпение боли, ежедневной практики. В качестве действенных инструментов предлагаются довольно известные и трудоёмкие: осознание, концентрация и медитация. Все эти приемы, безусловно, дисциплинируют ум, гармонизируют эмоции, позволяют определенным образом изменить сознание, пользуясь терминологией Кастанеды - меняют точку сборки.

Следующие приемы - психоанализ, самоосознание и самоанализ. Конечно, здесь не обошлось без некоторого влияния фрейдизма, хотя Фромм и критически к нему относится, но, все же, является своеобразным преемником и продолжателем, считаясь одним из основоположников неофрейдизма. Кстати, еще его считают и основателем такой уникальной концепции как фрейдомарксизм, что же, симпатии к бородатому основоположнику по тексту прослеживаются, и надо сказать, симпатии вполне обоснованные, в том смысле, что Фромм апеллирует к Марксу в тех случаях, когда Маркс, кажется, действительно прав.

В конце книги приводится анализ культуры бытия и философии и психологии владения. Вслед за автором приходится принять вывод о том, что для большинства людей характерным является смешение владения и бытия, хотя процент владения в целом несоизмеримо выше. Здесь снова идут ссылки на Фрейда, проводится линия: владение - детство, бытие - взрослость.

Завершается труд итоговым выводом:
Подведем итоги: осознание, воля, практика, терпимость к страху и новому опыту — все это необходимо для успешной трансформации человека. В определенный момент энергия и направленность внутренних сил изменятся настолько, что ваше чувство идентичности тоже изменится. Девиз собственнического способа существования «Я то, что я имею» в результате ваших усилий превратится в «Я то, что я делаю» (в смысле неотчужденной деятельности) или просто в «Я то, что я есть»

Прочитано в рамках игры Флешмоб "Нон-фикшн"

И снова благодарности за приобщение к Фромму Ludmila888

Комментарии


И снова с удовольствием принимаю Ваши благодарности, Сергей!))) Однако, в какие же дебри фроммовского "искусствоведения" мы пытаемся забраться! Главное теперь – не заблудиться, не перепутать направления движения, крепко держаться за "золотую нить" (бытие), а не за "железную цепь" (обладание), чтобы ошибочно не пуститься в "бегство от свободы" и от себя. Иначе ведь можно, например, как Пер Гюнт, попасть в ловушку "просветления" и оказаться в яме, думая, что ты на вершине горы. «Некто удивлялся тому, как легко ему идти путём вечности; а он стремглав нёсся по этому пути вниз» (Ф.Кафка). Видимо, этот "некто", как и ибсеновский герой, не развив в себе способность к распознаванию и различению добра и зла, так и не научился отличать истину от подделки, "золотую нить" от "железной цепи", бытие от обладания...

Кстати, Фромм в своих трудах периодически обращается к художественным произведениям (Гёте, Ибсен, Камю, Достоевский и т.д.). Но особенно подробно он разбирает «Процесс». В своё время именно Фромм и сподвиг меня на чтение Кафки.


Что касаемо меня, то Гете, Ибсен и Достоевский - мои друзья, а вот Камю и Кафка еще ждут встречи.
Но давайте не забывать про того, на кого Фромм при желании мог бы ссылаться и ссылаться - про Антона Павловича.


Это точно! Мне кажется, что Фромм и Чехов – родственные души. Их объединяет необычайное человеколюбие и гуманизм, да и в других вопросах прослеживается много общего. Я, пожалуй, позже ещё коснусь Антона Павловича, прежде всего - в обсуждении «Искусства любить». Но это уже будет не сегодня.