Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

23 января 2019 г. 11:55

517

4.5 Превед Медвед

Вряд ли найдется на свете человек, более равнодушный к юмористическому фэнтези, чем я. Отчего тогда Терри Пратчетта в любимых числишь? Сэр Терри был гений и великий умница. Из тех интеллектуалов, что не кичатся образованностью, заставляя всех вокруг чувствовать себя ущербными, но мягко, неназойливо поднимают читателя до своего уровня. Как-то умел это делать, светлая ему память. Сейчас, когда его нет с нами довольно долго, нехватка человека, который мог бы так просто, ясно, занятно, доступно, но не упрощая, не примитивизируя, говорить о сложных вещах, чувствуется даже острее, чем сразу вслед за его смертью. Вот нашла о чем сокрушаться, нон-фикшн полки книжных лавок подламывает и теснит по всем фронтам художку. И авторы всё как на подбор интеллигентные, занятно излагают, умеют потрафить читателю. Да я не о том, такого добра во все времена хватало.

Я о художественном произведении с симпатичным обаятельным недотепистым героем, который пройдет через многие испытания, ухитрившись ничуть не перемениться. И личностным ростом нас не поразит, «каким ты был, таким и остался». Но неуловимо переменит что-то в нас, читающих о его злоключениях. Будто чуть больше станет тепла и света. А попутно, словно бы из воздуха и само собой, прибавится понимания самых разных вещей из области математики, химии, физики, информатики, астрономии. Нет, я не хочу назвать немецкого писателя Вальтера Моэрса инкарнацией Пратчетта, они очень разные, не говоря уж о том, Моэрс при жизни сэра Тэрренса успел прославиться как художник и автор оригинальных юмористических комиксов (значительная часть которых весьма рискованна с точки зрения записной морали). А можно с этого места подробнее? Да я, пожалуй, воздержусь, но вот скромница Вика с очаровательной непосредственностью называет в числе особо популярных персонажей, созданных его фантазией, Фёнига – героя сказки для взрослых о войне и мире, минете и куннилингусе. Смеюсь, ничего не могу с собой поделать.

Так вот, капитан Синий Медведь, герой первой книги Замонийского цикла, персонаж сугубо положительный и ни в чем охальном не замеченный. Говорю вам, как человек, следивший за его приключениями с большим интересом от рождения героя до триумфального хэппи-энда. Вымышленная Замония (Цамония) – мир, похожий на наш, с той разницей, что количество разного рода несуразных существ превышает там мыслимые пределы. А материализация чувственных идей порой принимает буквальные формы.

Еще Замония – страна сирот, не ощущающих своего сиротства, как трагедии. Обычный для народной и авторской сказки зачин, в котором герой/-иня мирно живет со своими родителями, да для всякой истории обычный, здесь отсутствует. Я уже вторую замонийскую книгу заканчиваю, и тамошний герой Румо тоже не знает своих родителей. Это знаковое отличие литературы эпохи Водолея, идущей на смену культуре эпохи Рыб, которую единственную мы знаем. Иные формы взаимодействия в больших и малых коллективах, другой уровень возможности для отдельной особи выжить и успешно реализоваться вне круга традиционных отношений, дающих поддержку на начальном этапе, но опутывающих обязательствами, отбирающих самостоятельность на всех остальных.

И, коль скоро заговорила о концептуальных отличиях, Замония - мир, где реален симбиоз с искусственным интеллектом. Возможность внедрения колоссального массива знаний в носителя, большей частью понятия не имеющего, что с ними делать и совершенно в них не нуждающегося. А впрочем, знания бесполезными не бывают по определению. Знание - тьма (а это любопытнейшая . хотя и слишком сложная для меня идея профессора Абдула Филинчика, наставника нашего героя, изобретшего способ инфицирования знаниями). Но не носит ли каждый из нас уже сегодня подобный ИскИн в плоской черной коробочке? Дело за малым - поместить вовнутрь.

Видите, какие революционные в сути идеи за непритязательным фасадом развлекательного фэнтези и завиральных историй в мюнхгаузеновском духе. Впрочем, барон Фридрих Иероним-как-его-там-фон тоже ведь недаром стал одним из ярчайших романтических персонажей, по крайней мере в русской кинотрадиции. Настоящие герои с жизненным кредо "не отступать и не сдаваться" всегда сумеют протоптать тропинку к сердцу публики, какими бы одиозными поначалу ни казались. Капитан Синий Медведь настоящий. И он синий. И он медведь. А тринадцать глав книги, составляют дюжину и еще один (и еще половинку) способов взаимодействия с различными типами действительности, которые Синий Медведь отработает перед зрителями-читателями честно, со всем возможным тщанием.

картинка majj-s

Я не могу сказать, что ни разу на протяжении почти шестисот страниц (не пугайтесь, львиная доля отдана иллюстрациям, помните. кто у нас автор? правильно, художник) не было скучно. Все-таки остро приключенческая литература - не вполне мои жанр. Но местами дивно интересно. А "Жизнь в Большой голове" - это вообще бомба. Аудиокнига, исполненная Вячеславом Герасимовым, потрясающе хороша. Я не самая большая поклонница этого артиста, но здесь он бесподобен со своей сказовой интонацией.

Отличное начало и - заявляю со всей ответственностью - это затягивает. Книга о Румо (формально третья, но я читаю второй) кажется на порядок интереснее. Хотя это несложно объяснить, всякая добросовестно разработанная книжная Вселенная требует определенных ментальных усилий на вхождение в ее реалии, прорыв пленки поверхностного натяжения. Но когда и если ты уже вошел, дивный новый мир без сопротивления принимает тебя в ласковые объятия.

С благодарностью Librevista и russischergeist

Ветка комментариев


идущей на смену культуре эпохи Рыб, которую единственную мы знаем

Как-то даже неудобно вам напоминать, что Одиссей появился в эру Овна, а Гильгамеш и вовсе в Тельце :)


Вы представить себе не можете, какое вы сокровище. Оговорилась, признаю.


Я так и понял :)
Сейчас по Культуре показывают сериал "Цивилизации". Кино так себе, но первая серия содержит много интересного и неожиданного для меня. В ней показали самое древнее произведение искусства, сделанное руками Homo sapiens, из дошедших до наших дней. Это орнамент из ромбов, прорезанный в камне и немного покрашенный охрой. Не знаю, как они его датировали, но считается, что возраст его -- внимание! -- 77,000 лет! Вот это действительно бездна времён! Невозможно представить себе.
Пробовал найти изображение в интернете, но видел только невразумительный фрагмент. Найду этот фильм, сделаю копию кадра из него и сохраню себе на диске в папке Arts. Буду смотреть на него иногда.
Есть, конечно, и намного более древние артефакты, сделанные ещё до Homo sapiens, особенно в Африке. Но все они имеют утилитарное назначение, а это настоящее произведение искусства, сделанное гениальным мастером.


Как-то меня оглушили эти 77 000. То есть, почему бы и не быть, но те две тысячи лет, которые воспринимаются как вся цивилизация, это все материальные свидетельства существования человечества. А прежде, вы правы, древние греки, но от двух тысячелетий Овна только Гомер (и самый крохотный краешек, кончик ногтя, Эсхил, Софокл, Аристофан, Платон, Сократ. А от двух Тельца - только Гильгамеш. И вдруг - такая древность, три полных цикла - и ничего. Что это было? Накопление потенциала? Или та жизнь, долгая, в согласии с природой, не оставившая по себе следов, была правильной, а нынешняя быстрая убористая: собирательство Близнецов, земледелие Тельца, завоевания Овна, религиозность Рыб - ведет к катастрофе.

Блин, вот умеете вы оглушить.


Нет, никакой катастрофы. Между 77,000 лет и Гильгамешем было много чего: пещеры Ласко с бизонами примерно 30,000 лет назад, Чаттал-Хююк с украшенными черепами предков 11,000, городище Костёнки, полное костей мамонтов и прочее. Тот неизвестный автор 77,000 лет назад -- это самое древнее произведение искусства, нам известное. Между ним и Гильгамешем наши предки много чего сделали.
А литературу изобрели, пожалуй, шумеры. Гильгамеш -- первый известный нам литературный герой. И, скорее всего, он был реальным правителем Шумера. Тот литератор немного приврал, но не полностью его выдумал.


У меня какое-то болезненно-нежное отношение к культуре шумеров, скорее всего не имеющее ничего общего с тем, что она реально из себя представляла, однако вот так


Рассказ ваш про преподавательницу литературы и шумеров около Мирчи Элиаде мне понравился, но наш диалог после него был абсолютно идиотский :))) Это случается.

Я шумеров тоже люблю.
Был у меня приятель, большой любитель пришельцев, и он мне дал книгу Zecharia Sitchin 'Genesis Revisited'. Если отбросить из неё всю муть про богов, которые создали людей, чтобы те работали вместо них в шахтах, то это отличное введение в культуру шумеров. Вот после той книги я их и полюбил всей душой. Шумеры -- основоположники всего на свете, и даже литературы. И наша цивилизация берёт начало именно от них.

Интересно, что одна из иллюстраций в той книге изображала двуглавого орла. Наш герб, оказывается, имеет долгую и достойную историю.
Поскольку на планете полно любителей инопланетян, книга выдержала много изданий. Ту книгу я вернул приятелю, и потом пытался найти картинку с двуглавым орлом в доступных электронных вариантах. Так вот, картинки там больше нет. Появилось много новых хороших и более качественных иллюстраций, но двуглавого орла автор почему-то выкинул.
Очень жаль.


Ох, а я и не сообразила посмотреть комментарии, по второму разу не стала бы вам этого показывать.

Да, для нас характерно искать подтверждения как неслучайности собственного прихода в мир, так и того, что со смертью все не закончится. Чего-то, что придало бы всему смысл. В этом корни религиозности, которая в атеистические времена принимает форму любого сосуда. в какой ни нальешь, хоть веры в инопланетян. Ваш агностицизм (атеизм?) представляется мне проявлением мужества. Вот, кстати, Замония проповедует то же отношение к жизни-смерти: как проживешь все отпущенное. так можно и нужно уходить. не оглядываясь.


Агностицизм -- это американский эвфемизм для атеизма.
Мой атеизм происходит не от мужества, а от идеи Лапласа: в гипотезе бога я не нуждаюсь :) А отваливать с этого света надо -- и желательно вовремя. Страшно представить себе, что какой-нибудь, к примеру, Путин или венесуэльский Николас Мадуро будут жить и править вечно.


Я люблю своего президента, Да Живет Он Вечно! (майор. запишите)

В политике свежая кровь чревата большими потрясениями. Энергичный молодой руководитель, который принимается перетрясать все снизу доверху имеет больше шансов наворотить дел, чем старый конь, который борозды не портит. Хотя все хорошо в меру, согласна.

А что до жизни, я как Терри Пратчетт, хочу уйти до того, как превращусь в овощ. Физическая немощь мучительна, но поддается укрощению многими способами, среди которых медикаментозный и надежда на успехи в области клонирования органов лишь составляющие. Не основные. Но деградация мыслительных способностей это то, от чего надо уходить.

Вот вам резко не понравился рассказ Грашина "Когда же тленное сие", а он, в сути, об этом. Потому и показала вам, думала, что вас эти идеи не оставят равнодушным, мы ведь не раз говорили на эту тему.


Терри Пратчетт не решился воспользоваться услугой фирмы Dignitas. Насколько я понимаю, он покинул-таки этот мир в овощеподобном состоянии.

Один какой-то рассказ Грашина я дочитал до половины, хотя он и короткий. Названия не помню. Видимо, это как раз тот, о котором вы пишете.
Не люблю, когда голову морочат. Есть что сказать -- скажи ясно и недвусмысленно. Железные многоножки нужны, если сказать нечего. Ну или для нагнетания страниц.
Думаю, если бы этот Грашин выкинул всю туфту, его идея, до которой я так и не добрался, уложилась бы в три фразы. Вот эти три фразы и надо было написать. Мне вполне хватило бы их, чтобы понять, насколько его идея интересна и оригинальна.
Как сказал бы, наверное, Лаплас, в многоножках я не нуждаюсь :)


Лучше я промолчу, - подумала Алиса
И в ответ все хором подумали: "Лучше промолчи".