Больше рецензий

22 января 2019 г. 00:00

1K

5 Никакое образование не избавит от желания - искупаться в золотых монетах.

Невероятно красивые, чарующие произведения Чарлза Диккенса обладают какой-то скрытой воспитательной силой, хотя и несут собой по нынешним временам некоторый налет вычурности. После чтения этого автора ты сам, помимо собственной воли, начинаешь выражаться изысканно, да так, что люди невольно косятся на твой стиль и язык, подходят, щупают пульс и пытаются посмотреть гланды.

«Рождественская песнь в прозе», наравне с бедным Оливером Твистом, одно из самых известных произведений Чарлза Диккенса. Мы с ребенком невольно натыкались на него несколько раз в кино, где оно, так или иначе, представлено новым киноремейкам, адаптациями, просто героями. Например, главный герой «Утиных историй» тоже Скрудж и тоже имеет предпринимательскую жилку. Нужно сказать, что, в связи с тем, что мой ребенок еще нуднее меня, образ Скруджа у нас не нашел должного отклика и осуждения. Мне вообще было непонятно – чего пристали к бедному старику, он же никому там денег не должен. Дочь же вообще, только пожимала плечами.

Чисто психологически я не особенно верю в подобную терапию, что достаточно совершить вояж во времени и, на тебе! - получили принципиально другого человека. Если оставить в стороне чисто сказочный аспект, а он в этом произведении есть и именно он притягивает читателей, то, по сути, Диккенс просто предложил каким-то образом прогнозировать события на основании воспоминаний. Втройне мне не нравится стандартный метод религиозного запугивания, который, впрочем, так или иначе, постоянно сквозит в литературе 19 века. Если с прошлым еще более-менее все понятно, то прогнозы насчет будущего мне видятся мифическим Нострадамусом или, еще хуже, упившимся в нулину ревизором Митричем из «Москва-Петушки». Достаточно ли ты пьян, чтобы заглянуть в будущее, о, Митрич?? Согласитесь, что любые прогнозы относятся к разряду «может это будет, а может и не будет». Пациент или жив, или мертв. Не все ли равно.

В общем, все в наших руках и зависит это от того – какие руки это изначально, что мы сделали для того, чтобы они не остались теми самыми, розовыми детским ручонками и не превратились со временем в грабли. «Рождественская песнь в прозе» прекрасна, поучительна, читать очень интересно, зря многие боятся Диккенса, здесь даже некоторые элементы готики присутствуют. Можно посмотреть одноименный мультфильм Роберта Земекиса, который, впрочем, уже все смотрели много-много раз.

И, конечно, название предполагает терпкий глинтвейн, сидя в кресле-качалке с непременным клетчатым пледом у камина. Рождественскую индейку, пусть и бройлерную, но не хотевшую при жизни таковой быть и критиковавшую техногенный подход, а также елку, купленную по 13 долларов за один квадратный сантиметр у ближайшего браконьера.