Больше рецензий

21 января 2019 г. 23:41

547

4 «Но любовь неразумна. Она всё терпит и никого не слушает. Тем и сильна, потому и побеждает режимы».

«Рецепты сотворения мира» - это роман, который окунает читателя в путешествие во времени по биографии членов семьи писателя. Его автор Андрей Филимонов, писатель, поэт, журналист, родился 7 июля 1969 года в городе Томске. Кстати, в романе он рассказывает, как его семья оказалась в этом городе. Филимонов - автор таких книг, как «Кто виноват?» (2005), «Из жизни елупней» (2012), «Головастик и святые» (2016). Роман, о котором пойдет речь, был издан в 2017 году издательством «АСТ».

«Рецепты сотворения мира» - это название, несомненно, привлекает к себе внимание, в голове сразу мелькают мысли о том, что в книге можно узнать тот самый рецепт. Это произведение – яркий пример современной русской литературы, при описании жизни бабушки и дедушки, их советской семьи, автор использует язык современной молодежи. Писатель умело использует такие словосочетания как «Чёткие парни», «Ухлестывал офлайн», «Пусть идет лесом», «Бэд-трип», «Домашние блэкауты», «любовный мейл-арт» и многие другие. И юмора у писателя не отнять. Андрей Филимонов мастерки использует литературные приёмы. Вот, к примеру, олицетворение и сравнение: «Кошельки глупых девочек раскрывали рты, как волшебные китайские жабы».

Само произведение построено очень интересно, в главе «Женский» автор рассказывает о своей бабушке Галине Алексеевне, о её молодости во времена войны, сомнениях в выборе будущего мужа, совсем немного упоминается о её детстве. Роман содержит письма героев произведения. Умело переплетаются биография предков и фантазия автора, где правда, а где вымысел, мы не можем знать наверняка.
В главе «Мужской» автор подробно рассказывает о детстве Дмитрия Павловича, его дедушки, а также о судьбе его родных: мамы, сестры и братьев.

Жизнь бабушки и дедушки автора проходит через целую эпоху, насыщенную историческими событиями, и Филимонов даёт свою оценку многим из них. Он прямолинеен в своих высказываниях, и пусть по своему, но автор высказывает своё мнение, не приукрашивая действительность. Тем самым он передаёт ту атмосферу, в которой жили его родные. Вот что Филимонов пишет о Великой отечественной войне: «Война – это когда из твоей квартиры исчезают люди. Но ты спокойно относишься к этому факту. Потому что в других квартирах происходит то же самое. Люди исчезают по всему городу. Можно сказать, что у тебя всё как у людей».
Глава «Магический» - это уже начало совместной жизни дедушки и бабушки, также он много рассказывает о своей прабабушке Марии Васильевне, о её сыне Викторе. События жизни героев описываются не в хронологическом порядке, автор рассказывает о них непоследовательно. Он «прыгает» от одного эпизода к другому, читая, иногда теряешь суть, а затем, в какой-то момент снова улавливаешь нить повествования, и всё встаёт на свои места. Такая структура больше напоминает записки из дневника.

В главе «Советский» писатель рассказывает о жизни своих дедушки и бабушки в послевоенное советское время, а также о своём появлении, детстве и молодости. И вроде бы это глава должна быть последней, и на минуту мне даже показалось, что я нашла тот самый рецепт. Но за ней есть еще одна глава «Аохомохоа», которая оставила о себе неоднозначное мнение, и немного испортила общее впечатление о книге. Даже сам автор признался, что её могло бы и не быть: «Я думал, мы больше не увидимся, и последней страницей книги станет мраморная плита с двумя фотографиями, датами, именами-отчествами, цветами – все, как положено у людей. Но я ошибся».

Рекомендовать к прочтению эту книгу или нет? Ответ на этот вопрос будет также неоднозначен, как и моё мнение. Если читатель приверженец классики, и не готов к такому хаотичному и специфическому изложению событий, то возможно ему не придётся по душе это произведение. Но если Вам нравится современное повествование, сюжеты семейных историй, где видение писателем исторических событий и в частности событий жизни его предков отображается весьма своеобразно, то Вы наверняка с удовольствием отправитесь в это путешествие вместе с автором.

Рецензия написана в рамках национальной литературной премии «Большая книга».