Больше рецензий

21 января 2019 г. 00:19

206

4

Наверное, это не самые сильные романы Амели Нотомб. (Особенно, судя по рецензиям на этот сборник.) Но когда ты живёшь в состояние постоянного сдерживания и попыток не прочесть все романы сразу, то и это неплохо. И в них, не самых лучших, не самых приятных, я могу узнать своего любимого автора, те ноты, которые присуще всем её романам. Или многим.
Основной лейтмотив обоих романов - полнота. Ожирение. Не самая приятная тема. Сразу вспоминается "Гигиена убийцы", я бы объединила все три под одну обложку. И "Катилинарии" я бы поставила перед "Формой жизни", потому что он там упоминается. Но это всё наносное, можно проглотить и так. Все романы Нотомб у меня непременно проглатываются: вот вроде собираюсь растянуть, а потом обнаруживаю себя на последней странице и не знаю, что делать дальше.
В "Форме жизни" мне больше всего понравилось, что начинается всё как такой никому не нужный, скучный реализм, основанный на биографии, а потом всё заходит слишком далеко и ты понимаешь, что ты уже не в реализме, а где-то ещё. В романе Амели Нотомб, например. В этом плане построение похоже на мой любимый "Словарь...", в котором всё тоже заканчивается на ноте, когда всего стало слишком много, но в "Форме жизни" слишком много всего было в середине.
Второй роман мне понравился несколько меньше. Вернее больше. Нет, не так. Второй роман скучнее в сфере захождения слишком далеко и интереснее по наполненности событиями. Если в "Форме жизни" в основном ничего не происходит, кроме переписки и переживаний по её поводу, то в "Катилинарии" есть герои. И их даже не два. И они что-то делают, думают, чувствуют. В начале роман наполнен атмосферой саспенса: роботизированный странный сосед, не вселяющий доверия, пустая деревня, где почти никого нет. Но Нотомб не тот автор, который оправдывает ожидания читателей, так что из триллера у нас получается... Нечто иное. Атмосфера ужаса уходит, обычного ужаса, а на её вместо встаёт ужас омерзения и тошнотворности, смешанный с ужасом разочарования в ближайших людях и с какой быстротой могут меняться принципиальные установки отдельного человека.