Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

20 января 2019 г. 14:58

923

1.5 Программа лжи

Как несколько раз упоминает сам автор в своем сборнике, советская литература его времени была чтивом скучным и малоинтеллектуальным, так как один из его любимых персонажей Фомичев Фома Фомич под нее засыпал чуть менее стремительно, чем под классику, вырубающую мозг с первой страницы. Наверняка Виктор Конецкий подразумевал под современной ему отечественной литературой соцреализм и явно пропагандистские тексты. Конецкий дальше этих опусов не ушел - в попытках нарисовать подлинную жизнь, он попросту выдал ее запущенное уродство, обратную сторону недостижимого идеализма. Темы банальны: оправдываемые жалостью алкоголизм, воровство, ложь, похоть, надменность. И все это могло бы представлять хоть какой-то интерес, если бы не бесплодные попытки автора толкать выспренные речи и бежать за лаврами классиков юмористической прозы.

Начинается сборник действительно с морских повестей и рассказов - довольно скучных, откровенно дневниковых записок из кратких предложений, собранных в коротенькие абзацы. Дробление на абзацы зачастую вызывает недоумение и напоминает диктанты для второклассников:

Прощаюсь с живой природой перед ледяной Арктикой.

Отошел от муравейника аэопорта Пулково метров на триста.

Присел на предельно загрязненную травку под чистыми березками, гляжу на серенькие кашки, говорю кашкам о любви. Они молчат. Нужна им моя любовь! Рядом траншея - копают канализацию. Пахнет свежей землей.

Солнце. Тени от березок ласкаются к кашкам. А в трехстах метрах пятитрубный аэропорт стоит на мертвом якоре, битком набитый человечеством. Июль. Мягкость ветерка. Зелень лета.

Прощай, зелень.

Первая повесть "Завтрашние заботы" - довольно среднее произведение, зато с замыкающимся сюжетом и искренней лиричностью наивного человека. Она похожа на подростковую историю утерянной любви, после которой мальчишка возвращается к сиське своей мамки. И, судя по дальнейшему развитию лирического героя Конецкого, иногда носящего свое имя, а иногда пребывающего в роли обезличенного рассказчика, оторваться от материнской сиськи ему оказывается невозможно, потому что расставание происходит в мир мальчишеского баловства, где зрелостью считается смелость быть бескультурным и оставаться безнаказанным сначала в обществе подчиненных на просторах морей, а в конце концов - равных на едином дне животной жизни. От дневников моряка Конецкий переходит к роли журналиста, документирующего не ход плавательной миссии, а советскую действительность. От дублера капитана - к двойнику мертвого писателя-сатирика чуть ли не в магреалистическом контектсе. "Я не люблю покойников и никогда не испытывал желания общаться с покойниками", - говорит нам дублер капитана Конецкий на судне"Державино", а спустя несколько рассказов проводит весь день с мертвым писателем Аверченко, прогуливаясь с ним до кладбища и ища компанию среди опустившихся алкашей в туалетных декорациях, где не грех и с собой покончить в финале алкоголической горячки.

Личность автора быстро исчезает. Сначала мы видим наивного молодого парня, пережившего блокаду Ленинграда и долгое время хранящего в себе страх о голоде и возможности новой войны, способного влюбиться человека, питающего надежды в отношении любви и духовного роста через восприятие красоты жизни. Но вскоре происходит деградация сначала в прагматичного зарплатника, а затем вообще в безобразное нечто. Морские миссии оборачиваются проявлением высокомерия ленинградского "интеллигента" перед деревенскими простачками. Ссылки на знание произведений высокого искусства и классиков литературы служит только для создания веса среди тех, кому ничто подобное не интересно. С исчезновением собственного понимания смысла духовной культуры приходит "высмеивание" подобного поведения у других. Вскоре он опускается до уровня своих "законченных типов дурацких и прекрасных русских людей" и найдет этому вот такое объяснение:

Почему вообще возможно писательство и актерство? А потому, что в каждом из нас есть все бывшие, сущие и будущие люди, со всеми чертами их характеров, только в разной степени их развития.

Конецкий просто пишет характеристики с документированными диалогами, не достигая мастерства превращения баек в ситуационную комедию. Образы персонажей у него получились яркие, но сильно сомневаюсь, что они собирательные - наверняка просто приукрашенные реальные прототипы. Рассказы о них - тупо зарисовки с натуры ни о чем. Конецкому чуждо художественное видение и творческий подход, начитанность и личный интерес не спасают. В результате на ситком не тянет, а чтобы получить сборник смешных зарисовок из жизни, придется выкинуть отсюда 98% текста, в том числе из самих анекдотов.

Автор явно считает нормальным оправдывать свое пренебрежение людьми сначала тем, что дураки - замечательные, что откровенности написаны смеха ради, что неумение общаться без ругательств - просто психическая несовместимость (причем психологизма у Конецкого нет вообще, пока дело не начинает углубляться в алкогольные состояния), а невозможность состряпать пару доводов для не пропускающей через пост бабки и припадок в желании ее убить - влияние слишком резко дующего в порту ветра.

...чудесный мир домыслов и гипербол, мир мужской моряцкой травли - ведь флот стоит одной ногой на воде, другой на юморе.

Лирический герой Конецкого способен слышать совесть, позывы которой мгновенно оправдывает своей нравственной чистотой и пространными объяснениями, какой он интеллигент и философ, особенно когда можно обвинить какую-нибудь сволочь в своем же промахе и обязательно унизить явно бесящего типа. А, если что, "я просто и обыкновенно разобью ему морду при помощи кое-кого из морячков - любителей этого вида спорта, тем более что он пьян и это засвидетельствуют все". К слову, еще одним любимым видом спорта морячков является катание по доске твердого шара из жеваного хлеба с целью ударить им по яйцам соперника. Даже для собственной морали Конецкий напишет абзац о том, что человек ни при чем, когда рядом оказался "несовместимый". К тому же люди запрограммированы и на добро, и на подлости. Еще в первой повести, назвав главного героя Вольновым и заявив этим тему приобретения морской работой воли в характере, Конецкий понимает, что такие вещи не так уж и требуются, когда все общество состоит из бздошных людей:

Умение не принимать решений по трем четвертям возникших вопросов - это и есть опыт. <...> Не принимать решений в сверхсложной ситуации может только очень сильный человек, ибо отказ от принятия решений не записывается в судовой журнал и не служит никаким прикрытием для судебных последствий.

Конецкий на пару с лирическим героем просто пытается выиграть столкновение с миром по ту сторону пропаганды, найти в нем правду, но привычка к упрощенной философии и норме лжи не позволяет выйти за пределы установленного советским образованием скудоумия. Неумение личностного общения находит последнюю зацепку:

Есть единственное средство против перепутанности и сложности мира - юмор. Не Бог, не царь и не герой.

Но тема юмора нужна вовсе не смеха ради, а для оправдания вымысла, непременно в нем присутствующего, а затем - лжи и угроз.
Единственная ценность сборника - в образах советских людей. Правда, это всего лишь черновики, заполненный небольшим количеством людей и еще меньшим - ситуаций. Туалетных помещений и приблудных портовых собак здесь откровенно больше, чем природных красот и вечного человеческого. Можно сказать, что зарисовки эти на пипифаксе деланы, так что люди у Конецкого не картонные, а самые настоящие, только низкого качества. Они мечтают о покорении космоса, верят в НТР и прогресс, а параллельно - в диалектическое единство противоположностей, так что и божество у них двойное: бог и черт. Лицемерие и ложь не пороки, кощунство - ничто по сравнению с реалиями войны, тупость и право угрожать - сила, а нравственность определяется пользой для общества, чистым можно быть перед богом и сатаной одновременно. Этим людям важна экология, а животные - их старшие, а не младшие братья, причем настолько, что даже мать рассказчика (или автора?) хотела, чтобы ее называли собакой, потому что "Человек стал Человеком благодаря собаке". Психика - тоже климатическое понятие, конечно же определяемое средой. Это повально спивающиеся люди, подменяющее духовное понятиями духовной культуры из мира искусства. "Алкоголизм" же "хорошо лечить триппером". Если они не были трудоголиками, то постоянно находились в поиске пары и были вечно недовольны текущим браком, так что соответствующие странички в паспорте полностью перекрывались синевой печатей. "Женщины - вообще полезная очень плесень. Как пенициллин". Этим людям пока что машина важней жилплощади, которую относительно скоро можно приобрести через кооператив своего работодателя. А добытая за границей рубашка важней и машины. Многие из них, в том числе девушки, познали не только войну, но и общества тюремных заключенных... но при этом все они просто существуют и всё: в двух анекдотах и одной заметке среди ничего не значащих слов.

Я не романист, я не овладел и уже никогда не успею овладеть колдовством романиста. Я здесь лишь фотографирую.

Все точно соответствует словам матери Глеба Вольнова из "Завтрашних забот": "В тебе нет сюжета". Сплошные статичные образы, как из сказки про булыжники (из "Вчерашних забот"): их работа заключается в том, чтобы просто лежать на дороге, их закатали асфальтом, и они забыты. Работники года. Неплохая антиутопия получилась, даже ужасы. Отличная метафора к мертвой природе советского человека. Возможно, столь слабохарактерному, бесталанному и пуганному автору действительно нужно было пойти по этой дороге, раз ему Ленинград ударил в голову амбициями писателя-интеллигента.

"Пустой треп и не без безвкусицы", - Конецкий поместил этот вердикт издателя в середину книги, чтоб его оправдывали фанаты. Но работу и жизнь Конецкого вместе со всеми описанными людьми можно описать строчками из той же сказки:

Ведь хотя они и не знают правды, но все равно работают, даже во сне. <...> Потому что зачем бодрствовать, если ничего не видно вокруг?

Комментарии


какой-то хтонический бред я щас прочел.
Есть понимание, что книга не понравилась, потому что че-то там не близок смысл, например, или язык повествования сложный.
Нет понимания, когда человек не понял нихрена вообще - докопался до каких-то мелочей и раздул из них из мухи слона, и пытается свои фантазии увиденные в книгах выдать за действительность и их же раскритиковать.


А вы внимательно читали?


я вообще внимательно читаю книги. А хорошие книги - очень внимательно. Еще, кстати, когда читаю - думаю.
Данную книгу я читал лет 15 назад внимательно. Сомневаюсь, что перечитав, поменяю мнение.
И да

Отличная метафора к мертвой природе советского человека

от человека, заставшего Союз в первые 3 годы после своего рождения мне странновато слышать, как советскому человеку такую ересь.
Впрочем, вот что: сперва я здесь накатал длиннопост со своими аргументами на тему книги, но потом ознакомился с другими рецензиями Вашего профиля и передумал вступать в диалог)


ознакомился с другими рецензиями Вашего профиля и передумал вступать в диалог


И правильно. Приходите лучше вот сюда, не пожалеете, правда.


По-вашему, все советские люди внезапно исчезли сразу после конца советской власти? А вы тогда кто?))


нет, это не по-моему. Это по-вашему - тк бред здесь продолжаете нести Вы, занимаясь бессмысленным передергиваньем. И это, увы, даже не демагогия, требующая хотя бы минимального поверхностного понимания предмета обсуждения.
У вас при прочтении Конецкого что-то личное взбурлило видимо, непонятное невооруженному глазу.
Впрочем, я все уже сказал выше.
И спасибо за обсуждение -благодаря ему я заполучил отличную ссылку от читателя.


+1

поддерживаю полностью!


блин, согласие и единство в ощущениях! фух...


Я после появления комментов еще раз прошлась по тексту, чтобы перепроверить ощущения.))
Зачитала знакомым пару "анекдотов" в сокращенном варианте из пяти предложений - оукей, смешно. Прочла пять абзацев, из которых они были вырваны - недоумение, разочарование, отвращение.


Неплохая антиутопия получилась, даже ужасы.

Глядя изнутри на бардак сложно не разочароваться в профессии. Быть может, называя себя писателем, Конецкий хотел отделиться от того мрака, который открылся ему в мореходстве?


Да, скорей всего так и есть. Попытка снятия стресса через рефлексию. Но проблема в том, что он ее стал продвигать в массы. Ему требовалось поныть кому-то в сорочку, да так, чтобы никто не сказал и слова в ответ. И он нашёл свою нишу, которая в результате и оправдала его как творческого человека. И, судя по всему, продолжает оправдывать, потому что разделяет бессмысленное ехидство над «неудачниками». Мне не хватило доброго смеха над описываемой простотой и неуклюжестью персонажей.

Практически единственная причина, которая каждый раз отвращала меня от повествований Конецкого - его непременное самооправдание с явным осуждающим взглядом на коллег по моряцкой жизни. Он каждый раз напоминает, какой он весь начитанный и философствующий интеллигент, которому не хватало общества аналогичных болтунов на тему собственных предрассудков. Буквально в следующем эпизоде он сам себя разоблачит, гордо уверенный в том, что он на стороне силы, и сила эта светлая, правдивая и потому справедливая. Но видно же, что иного мнения, кроме своего, Конецкий на страницах не признает, а оно оказалось деструктивно. Если честно, рассказы второй половины для меня раскрывали отстраненное безумие писателя, хотя персонажи там были показаны куда лучше. Но, опять же, - тупо бессмысленные зарисовки сценок в основном.

Сейчас читаю второй бонус - «Мы, утонувшие». Так вот там тоже очень много грязи, грубости, такого намеренного примитивизма жизни, потому что ты моряк. Там даже есть свои философствующие персонажи, продвигающие эгоистический и суеверный взягляд на реальность или, наоборот, прагматически экономический. Но читать «Утонувших» не противно, хотя там хватает фекалий.


Обозленный и обиженный бедняга Конецкий... Сколько бы он себя не оправдывал, всё равно он нытик.

Что-то мне Конармия вспомнилась: губительное влияние интеллигентности на описание суровой мужицкости.