Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 января 2019 г. 10:09

3K

4 Основы пропаганды и масс-медиа

Когда и если тебе предоставляется возможность узнать что-то новое, всегда лучше воспользоваться ею. Во многом знании многие печали, но с другой стороны знание – сила и, как по мне, уж лучше быть печальным сильным и умным, чем глупым и слабым (тем более, что пребывание во втором состоянии веселья тоже не гарантирует). О немецком культурологе Вальтер Беньямине прежде даже и не слышала, но уважительный отзыв о нем человека, ко мнению которого прислушиваюсь, не оставил сомнений – нужно знакомиться. Может быть, и даже скорее всего, стоило выбрать для первого знакомства текст Беньямина с более выраженной художественной составляющей. Хотя бы его эссе о нежно любимом Кафке, но тема технической воспроизводимости произведений искусства показалась мне не менее интересной и, одолев для начала этот бастион, отчего позже не вернуться к менее сложным крепостям.

Не могу сказать, что эта работа открыла мне Америку в какой-то из областей. Скорее всего потому, что, как всякая культовая вещь (а это эссе написанное в 1936 году, знакомо всем, кто есть кто-то в сфере масс-медиа и политтехнологий), используется настолько интенсивно, что большинство его базовых постулатов успели стать общим местом. Очень небольшая по объему работа разбита на пятнадцать глав. Пройду по порядку, фиксируя мысли, которые возникали в процессе чтения (не столь глубокие, как у автора, но мне интересные).

I. Обзорная глава: на всем протяжении истории человечества произведения искусства копировались и тиражировались. Начиная от самых первых наскальных росписей и переходя к более насущным, утилитарным вещам, как посуда, узор ковра, вышивка на одежде. Стремление человечества к копированию и тиражированию сдерживалось единственно ограниченностью технических возможностей. В то же время любое изобретение, позволявшее делать множественные оттиски, горячо приветствовалось и скоро осваивалось: от гравюр и книгопечатания, до дагерротипов и фонографов, которые вошли в жизнь на рубеже позапрошлого-прошлого веков. В это же время технические средства тиражирования начали не только превращать в объект тиражирования все уже имеющиеся у человека произведения искусства, но и сумели занять ниши самостоятельных видов искусства, принципиально отличных от искусства в его традиционной форме.

Читая эту главу, я подумала, что стагнация в области предсказательных возможностей фантастики, на которую сетуют сейчас, не в последнюю очередь обусловлена технической возможностью синхронизации ритмов воображаемой жизни с теми, что существуют в реальности. По сути любой посыл фантастики, любая попытка заглянуть в будущее и увидеть более совершенное человечество – это ожидание встречи с жизнью, протекающей чуть быстрее и более интенсивно (с возможностью успевать за определенное количество времени получить больше ощущений, чем человек прошлого или настоящего). Однако после определенного предела картинка человека будущего, летящего на горных лыжах с горы, одновременно решая рабочие вопросы по всемирной сети, прихлебывая отлично сваренный кофе, наслаждаясь концертом Брамса и делая мимоходом, но отменно еще полдюжины дел: все это перестает быть манящим и вожделенным, превращаясь в свою противоположность – карикатурное.

II. Современные средства тиражирования, в отличии от прежних копий, позволяют воссоздать не один раз на всегда канонизированный вид произведения искусства, но десятки и сотни его вариантов при разном освещении, приближении, измененном ракурсе. Может приблизить оригинал к зрителю, может перенести оригинал в ситуацию, для него недоступную. Но, и здесь автор вводит понятие ауры, подлинное произведение искусства несет в себе не только свое «здесь и сейчас», но совокупность всех, устремленных к ней, энергий. Легкость и техническая доступность воспроизведения ведет к тому, что аура оказывается поколебленной, а понятие ценности размывается.

Тут я не могу согласиться. Возможно, восемьдесят лет назад казалось, что тиражирование убивает искусство, но такие аукционные монстры, как Сотби и Кристи и по сей день не прекратили существования, а цены на предметы искусства совершенно запредельные. С другой стороны, существует феномен Энди Уорхолла, сделавшего ширпотреб искусством. Жизнь предоставляет больше возможностей, чем мы и помыслить можем.

III. На протяжении истории меняется способ восприятия искусства. Ориентация реальности на массы и масс на реальность – процесс, влияние которого на мышление и восприятие безгранично.

IV. Уникальная ценность «подлинного» произведения искусства основывается на ритуале, в который оно впаяно. Когда мерило подлинности перестает работать, место ритуального основания занимает практическая – политическая деятельность.

V. Два возможных полюса в восприятии произведения искусства: первый на произведение, второй – на его экспозиционную ценность.

VI. С появлением фотографии и кинематографа экспозиционная ценность начинает теснить культовую.

VII. Кино не есть новая иероглифика или дефиниция молитвы, его уникальность, как вида искусства, в уникальной способности выражать волшебное, сверхъестественное, чудесное естественными средствами и с несравненной убедительностью.

VIII. Потенциальное отличие театра от кино в том, что в первом актер выносит свою интерпретацию роли непосредственно к зрителю, во втором – опосредованно через камеру и у кинозрителя, невольно занимающего позицию камеры, больше возможностей выносить экспертные суждения.

IX. Для кино важно, чтобы актер представлял не другого, но себя, мы идем смотреть не Гамлета, но Васю Пупкина, исполняющего Гамлета. Однако, - утверждает Беньямин, -Игра перед аппаратом в значительной мере лишает объект ауры.

Тут согласна лишь наполовину, заполонившие наш мир сэлфи, в самом деле не слишком богаты в плане ауры, но профессиональные актеры за прошедшие со времен написания работы время, поднаторели в передаче ауры и в лучших образцах мы таки видим Гамлета. Ах да, Мария Степанова в «Памяти памяти» активно разрабатывает идеи Вальтера Беньямина.

X. Доступность современных средств тиражирования привела к тому, что практически каждый зритель (читатель) может в какорй-то мере и в некоторых обстоятельствах ощутить себя творцом. Выступить с собственным посланием миру. В этих условиях квазивозможности выступают дополнительным инструментом околпачивания масс.

Умгум. Оля Бузова такая одна. Однако многие из нас, не помышляя о писательской карьере, получила возможность говорить на интересные темы не только сама с собой, но и с другими интересными людьми.

XI Киноверсия события предоставляет широкие возможности манипулировать реальностью, представляя ее зрителю в том виде, какой оптимален заказчику, но подсознанием даже совершенно постановочные псевдодокументальные вещи считываются как правдивые Посредством кино легче обманывать.

XII.Техническая воспроизводимость изменяет отношение масс к искусству, из наиболее консервативного оно превращается в некоторых областях в наиболее прогрессивное.

XIII. Создаваемое кино изображение поддается более точному и полному психологическому анализу, чем статичное изображение на картине. Раздвинув рамки реальности, кино открыло нам область визуально-бессознательного, подобно тому, как психоанализ открыл область инстинктивно-бессознательного.

XIV.С древнейших времен одной из задач искусства было порождение потребности, для полного удовлетворения которой время еще не пришло. Кино,в противоположность созерцательности, создает развлечение как разновидность социального поведения. Кино высвободило физическое шоковое воздействие из его обертки.

XV . Массы – это матрица, из которой всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерожденным.. Количество перешло в качество, очень значительное приращение массы участников привело к изменению способа участия.. Созерцательное отношение к восприятию сменилось расслабленно-наблюдательным, Кино апеллирует не к единицам, но к массам, вытесняя культовое значение искусства.

В Послесловии автор констатирует, что все усилия по эстетизации политики достигают высшей степени в одной точке. И этой точкой является война. Горькое предвидение, особенно учитывая, чем закончилась жизнь Вальтера Беньямина.

Anais-Anais , спасибо, Надь, если бы не ты, я не узнала бы этого.

Комментарии


Надо было автору назвать свою книгу не "Произведение искусства в эпоху и т.д.", а "Кино в эпоху..." :)))


Мне кажется, важно, что кино рассматривается здесь как один из видов искусства. Возможно я в своем конспекте уделила ему больше внимания, чем автор. Но в работе довольно много говорится и о фотографии, и о звукозаписи.


А мне вот что интересно.
Если мы сделаем копию картины какого-нибудь Тициана, то по необъяснимым причинам полотно, которого касалась рука Тициана, будет цениться намного больше, чем копия вне зависимости от того, насколько точна копия. Если же мы делаем копию кинокартины, копия не считается чем-нибудь хуже той, которую своими руками снял и смонтировал автор.
Почему так?


Беньямин об этом говорит, я тоже обратила особое внимание на этот аспект. Он говорит, что произведение искусства, созданное средствами, предполагающими тиражирование, изначально в значительной степени десакрализовано.

Кстати же, понятие "ауры", введенное Беньямином, стало обиходным в культурологии для обозначения совокупности значений произведения, как явных, поддающихся всестороннему описанию, так и неявных, но составляющих квинтэссенцию его ценности.


Абсолютно уверен: когда появится возможность сделать копию Тициана, точную на молекулярном уровне, иррациональная ценность подлинника в полной мере сохранится. Идея Беньямина, думаю, фундаментально неверна.


Честно? Я думаю, что он опирался в своем исследовании на неполные данные, это ведь была заря эпохи кинематографа. И он был довольно сильно политизирован. Это не может не накладывать отпечаток.
Но работа серьезная и зерен в ней куда больше.чем плевел.

когда появится возможность сделать копию Тициана, точную на молекулярном уровне, иррациональная ценность подлинника в полной мере сохранится.

Так это и есть аура!


Так это и есть мой вопрос, просто перефразированный. Почему аурой обладает Тициан, а Кустурица -- нет?


Как это Кустурица не обладает!

Кино, искусство изначально десакрализованное и аура фильма Кустурицы предполагает множественное копирование. Это вложено в нее, как неотъемлемое свойство.

А какие вам у Кустурицы фильмы нравятся?


Мне никакие фильмы Кустурицы не нравятся. Меня другой вопрос интересует, но ясно, что у вас на него ответа нет.


Вы просто не хотите слышать моего ответа.

А мне два очень нравятся


OK, спорить не буду :)


Прочитал вашу, весьма любопытную, полемику с Майей. Мне кажется подлинники Тициана обладают аурой исключительно в той мере, в какой нам в это хочется верить. Мне кажется даже, что аурой обладает не само произведение искусства, а его восприятие нами. К примеру, для меня фильмы Джеймса Кэмерона обладают аурой независимо от того, на каком носителе они будут сохранены - DVD или VHS. А фильмы Кустурицы, лично для меня такой аурой обладать не будут. Тоже самое и с книгой. Для кого-то аурой обладает первое издание "Мира глазами Гарпа" на английском, а для меня та потертая книжка в мягкой обложке 1992 года издания, которую я сам лично держал в руках. Тоже самое и с музыкой. Мне кажется, если бы во времена Тициана были компьютеры, сканеры и цветные принтеры - он бы вообще не стал заморачиваться с написанием картин, а стал бы вполне успешным дизайнером.


Мой вопрос всё-таки другой, а именно: почему нечто обладает, как вы говорите, аурой, а нечто другое -- нет?

Давайте проделаем мысленный эксперимент: поделим вопрос об ауре на два.
1. Вы смотрите картину, которую Тициан написал собственной рукой. На следующий день вам показывают ту же картину, но вы знаете, что ночью её заменили точной копией. Вы одинаково отнесётесь к обоим вариантам?
2. Вы смотрите фильм, который своими руками снял и смонтировал Джеймс Кэмерон. На следующий день смотрите очень качественную копию, которую скачали из интернета. Вы одинаково отнесётесь к обоим вариантам?

Ответы большинства людей на эти два вопроса будут 1=да и 2=нет.
Но это не из-за разницы между Тицианом, Кэмероном и Кустурицей. И не из-за точности копий. Это нечто иррациональное.
Лично я думаю, что "аура" имеет отношение не к произведению как таковому, а к тому, что вокруг него говорят и от "общечеловеческих" предрассудков. В обществе принято, что Тициан должен быть представлен оригиналом, а Кэмерон -- копией, только и всего.
Если Кэмерон своей рукой напишет на флешке с интернет-копией дарственную надпись, флешка станет от этого более ценной, но фильм, на ней записанный, -- нет.


почему нечто обладает, как вы говорите, аурой, а нечто другое -- нет?

Аурой обладает всё что индивидуально и во что вложена душа. Сделать копию - не проблема, проблема - вложить в неё душу автора. Впрочем, для общества потребления сейчас это и не нужно - скачал, посмотрел, удалил.


Аура -- это нечто иррациональное. Неисчерпаемая тема для "современной философии" :)


Я очень рада, что вы с Беньямином встретились. Само собой, что его идеи 20-30 годов 20-го века уже получили продолжение, развитие, критику и всё такое, особенно в Западной Европе, к нам он позже пришел, конечно. Сейчас уже трудно удивиться многих его идеям как "новому взгляду". Но меня в нем привлекает сам способ мыслись, мироощущение, какой-то трогательно-серьезный подход к жизни, поэтому даже если бы он писал про ремонт тракторов или рецепты борща, то я бы все равно читала.


какой-то трогательно-серьезный подход к жизни

Точно. И я рада, что узнала его.


Наверное, отчасти поэтому он и понимал Кафку лучше, чем Макс Брод, с Кафкой друживший.


Перед Бродом человечество в неоплатном долгу. Если бы он не нарушил последнюю волю Кафки и сжег все, написанное им,у нас не было бы Кафки.


Нам повезло, спору нет. А Кафке, где бы он сейчас ни был, должно быть, уже все равно, что с его наследием случилось.
Но это не даёт Броду каких-то эксклюзивных прав на "правильное" понимание и толкование Кафки. Брод был совсем другого темперамента и мироощущения человек, я как-то не особенно много об этом думала, а потом его книгу про Кафку прочитала и осталась в недоумении полнейшем.


Я очень мало знаю о Броде. И о Кафке ничего не читала, кроме разрозненных общих сведений, вот разве что набоковские "Лекции". Я люблю его "Замок" и обожаю "Превращение" И мне не хочется подходить ближе. Я, как Брод, иного темперамента и мироощущения. Но это не мешает нам, "иным", любить его, даже и понимая иначе, чем он сам себя понял бы.


А у меня внутри Кафка, как мне кажется, жил раньше, чем я его прочитала. Более того, я и полюбила его не сразу, был странный "отложенный эффект", вроде и не думаешь, а оно прорастает. А уже потом стала читать и о Кафке и всяческое вокруг, даже сегодня вечером на мероприятие, посвященное Кафке иду.


Вот, а я, когда в восемнадцать прочла "Замок", приняла его сразу, как совершенно свое. Это было время пребывания самой тяжелой и самой затяжной депрессии и книга естественно легла на тогдашнее состояние. Но внутренне я расположена к тому, чтобы быть счастливой и долго потом не стремилась продолжать знакомство именно потому, что опасалась возвращения депрессии. А потом, уже держась за руку Набокова, было не так страшно. Но вот тогда-то Грегор Замза меня и оглушил физической болью сопереживания.


У меня нет опыта счастья как состояния и, думаю, не будет, и расположенности этой, конечно, нет тоже, но сейчас это осознанный факт, а в юности были некие "мечтания на тему", что "когда-нибудь в будущем...", это было состояние туманной апатии, где книги часто были этакими маячками света. И, вот смешно, но я больше любила "ясные и солнечные книги". "Замок" прочитала студенткой и было понимание, что текст значительный, но восприятие было как "это что-то без начала и конца, про жизнь , бессмысленную, как и моя, зачем мне про это читать?". Однако читать продолжала, эффект сродства сработал, были и "Превращение", и "Процесс", и дневники, и письма. А потом остановка надолго, лет на 10.

Никогда не думала, что книги могут вызвать депрессию, чего её вызывать, она и так всегда рядом, как и Кафка.


Не вызывают, конечно. Но триггером вполне могут послужить. Для меня трепетно любимы е Стругацкие всегда были фактором риска. И, как ни странно, дилогия Ильфа-Петрова - смеешься, а внутри такая невыносимая серость и муть поселяется: как жить?, зачем жить?


Я, наверное, просто туповатый в этом смысле человек. В реальной жизни столько триггеров, что никакая книга не сравнится, пускай там хоть что.
Но да, мне даже в детстве казалось, что финал у Ильфа-Петрова безумно грустный, потом стало понятнее, почему так "надо было", а потом пришло понимание, что даже если оставить мораль и идеологию в стороне, то все равно грустно. А Стругацких просто не люблю, может, не распробовала, или какая-то несовместимость.