Больше рецензий

18 января 2019 г. 22:19

887

5 Вы все «сумрак и грусть». Ты видишь только ужас и гибель. (с)

Сказка в лучших традициях Моэма.

Если вы когда-нибудь сталкивались с творчеством английского драматурга, то с сомнением отнесетесь к этой историей, имеющее такое милое название. Если не знакомы, то спешу сообщить: читать данную историю под Рождество не стоит, если вы хотите чуда, волшебства и доброты. Здесь этого будет столько, сколько циничный реалист видит вокруг себя чудес.

Все действительно начинается довольно мило. Главному герою, Чарли Мейсону, повезло: он родился в благополучной семье со здравомыслящими родителями. Как уже взрослый, двадцатидвухлетний джентльмен, Чарли решает провести Рождество один в Париже, устраивая там свои каникулы (да, вы все правильно поняли), мимоходом еще и картин в Лувре посмотреть. Но вместо обычной французской куртизанки главный герой встречает русскую эмигрантку с невероятной историей и все оборачивается мрачной, страшной душевной трагедией.

Порой трудно сказать, кто здесь главный герой, Чарли или та самая русская Лидия. Ее история захватывает весь роман целиком. Тяжелое детство в чужой стране, потеря близких людей и вроде бы в награду за все мучения, судьба дарит ей настоящую любовь, но и тут промах - муж ее отъявленный авантюрист. Лидия не стала циничной или злой, не такая ее порода, но породил в ней дух непреодолимой печали и тоски. Стоит сказать, я не увидела ни грамма фальши в том, как Моэм написал о России, описал все чувства бедной русской девушки. Оказалось, неспроста. Моэма всегда интересовала Россия:

русская литература – самая очевидная из них. Толстой и Тургенев, но главным образом Достоевский описывали чувства, каких не встретишь в романах писателей других стран.

«Записные книжки» Сомерсет Моэм


В романе есть и третье лицо - Саймон Фенимор, друг Чарли. В противовес личной трагедии Лидии, его интересует лишь та ужасная расчетливость мужа Лидии, способность пойти до конца. Циничный и холодный, Саймон подготавливает себя к роли чуть ли не диктатора или закулисного правителя и все это, как обычно, для удовлетворения собственных амбиций.

В мире всегда были эксплуататоры и эксплуатируемые. И всегда будут. И так и должно быть, потому что огромная масса людей по самой своей природе рабы, они не способны собой управлять, и для их же блага им нужны хозяева.

Откуда такие идеи в романе? Возможно, все это следствие пребывание Моэма в России 1917 года со своей политической миссией не дать России выйти из войны. Миссия провалилась, но Моэму удалось лично увидеть ту революционную Россию, которая всему миру не давала покоя.

А что же Чарли? Для несчастного, бедного Чарли эти каникулы обернулись тяжелым испытанием. Изменившийся друг с его страшными идеалами и Лидия, которая открыла ту, другую сторону жизни. Даже в своем обыденном увлечение искусством Чарли поразился тому, как несчастье заставляет по-другому смотреть на картины. Мир изменился.

Лишь одно с ним случилось – довольно странно это, если подумать, он не очень понимал, как с этим быть, - весь его прошлый мир рухнул.


Будет ли таким поворотным событием для современного читателя эта история? Вряд ли, слишком мы много знаем и оттого становимся циничны. Но то, с какой правдивостью и чувством Моэм написал «Рождественские каникулы», мало кого оставит равнодушным.

Прочитано в рамках клуба "Читаем классику вместе!".