Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2019 г. 16:45

3K

2 Привет от "Аргументов и Фактов" эпохи перестройки...

Знаменитая газета "Аргументы и Факты" в годы перестройки отличалась крайне тенденциозной манерой подачи исторического материала.
Читая повесть Колпаковой, я как будто снова окунулся в ту эпоху. Позвольте, но, ведь, книга о войне, а не о перестройке. Да, но написано так, как писали конъюнктурщики того времени.

Особо печально, что это предназначено для детей. Причем написано всё это каким-то до неприличия примитивным языком, автор явно пытается подстроиться под детскую речь, пытается, как ей кажется, руководствоваться детской логикой.

Что вынесет юный читатель из этой книги? Что между Сталиным и Гитлером можно ставить знак равенства.
Что советские немцы были хорошими немцами, но несправедливое советское правительство все равно придумало для них испытания и отправило в незаслуженное изгнание. Причем, отправляло специально туда, где не было электричества. И станет юному читателю ясно, что главные жертвы той страшной войны - маленькие немецкие девочки....

А то, что великое горе пришло ко всей стране, что была эта война испытанием для всех народов и граждан Советского Союза, как-то юному читателю не сообщается.
Зато по тексту десяток указаний на несправедливость Советов к "хорошим немцам". А стоит ли сегодня вообще так ставить вопрос, тем более, обращаясь к детям?

Совершенно ясно, что в тех условиях поступить по другому советское правительство не могло. "Хорошие" и до оскомины демократичные во всех отношениях американцы согнали всех японцев в концлагеря, где и держали до самого конца войны с Японией. И это при том, что военных действий на территории США не велось.

А что было делать с немцами? Где гарантии, что среди них не развернута шпионская сеть, что они не начнут активно сотрудничать с захватчиками, попав под оккупацию? Сама же авторша приводит разговоры среди "взрослых" о том, что
"может, ничего и страшного? Они, ведь тоже немцы, может, с ними бы договорились, стали бы вместе жить".
Советские граждане немецкой национальности, судя по этим разговорам, к предательству других советских граждан - не немецкой национальности - вполне были готовы. И что это за формулировка "переселяли целыми семьями". А как еще? Депортировать только мужчин, лишив женщин кормильцев? Или депортировать только взрослых, оставив детей на верную погибель? Такая подача материала называется передергиванием и манипулированием сознанием читателя.

Да и пассаж с электричеством, на которое, судя по уже имеющимся рецензиям, так болезненно отреагировало поколение молодых читателей. Немцев переселили в села, где не было электричества - бедные немцы!
А то, что в глубинке России к 41-му году электричество было только в райцентрах и деревнях, которые оказывались на линии, связывающей эти райцентры, а большинство деревень не видали электролампочек еще много лет после окончания войны, ничего? Пример с Брянщины: село, откуда родом мой отец (Погарский район) - электричество проведено в 1956 году, село, откуда родом мама (Почепский район) - 1959 год.

А как милы фразы типа: "русские - тупые", на что бабушка грозит пальчиком, "но не очень строго". Или "русские запретили церкви", хотя делали это большевики всех национальностей, но у Колпаковой манера предъявлять претензии именно русским, что позволяет углядеть в этой книге не очень хорошо замаскированное разжигание межнациональной розни.

Но, несмотря на всё это, может быть, я и поставил бы сему творению хилую троечку, если бы не словарик-дополнение под названием "Как это было".
Вот тут уж действительно апофеоз авторского непрофессионализма.

Пробегусь кратко:
"В Германии и России произошли революции, были свергнуты цари" - великолепно, ребенок узнает, что в Германии, оказывается был царь.

Пионеры "боролись с беспризорниками". Вот, пусть дети знают, какими плохими были эти пионеры, которые не верили в Бога, так они еще и с несчастными беспризорниками боролись. Но недосуг автору объяснять, что боролись они с беспризорничеством как явлением, а не с самими беспризорниками.

"Слово "революция" означает "переворот" - нате детки еще научной дезы! Опять же автору не до того, чтобы объяснять, что в русском языке революция означает не переворот, а качественное изменение, прыжок в развитии.

"в 1917 году рабочие опять решили убрать правительство" - зачем юному читателю знать, что февральская революция была буржуазной, и кроме рабочих кто только в ней не участвовал, вплоть до членов царственного дома.

"в результате еще одной революции к власти пришли большевики. Они убили царя и его семью" - по тексту так и получается: пришли и сразу убили. Но ответственность за царскую семью не хотели нести ни большевики, ни колчаковцы, стоявшие летом 1918-го под Екатеринбургом, и представлявшие Директорию, и гибель семьи была даже выгоднее Колчаку, не решавшемуся два месяца штурмовать город, пока царь был жив, но перешедшему в наступление, когда его не стало.

И еще куча ляпов про Гражданскую войну, про Великую Отечественную, про социализм, который автор явно путает с коммунизмом, про религию, про национальную политику Гитлера, про колхозы....

Лучше вообще не браться за объяснение детям таких вещей, чем делать это подобным топорным образом.
Откровенно разочарован....

Прочитано в рамках игры "Книгомарафон 2019"

Комментарии


Спасибо за отличную рецензию! Книга стоит, может прочитаю когда-нибудь.


Спасибо за внимание. Рад быть полезным.


"Что между Сталиным и Гитлером можно ставить знак равенства." В принципе, уже и так всё ясно, рецензию дальше можно не читать. Гитлер хоть немцев своих любил, а "травил" евреев и т.д., Сталин же гнобил собственный народ! Да, знак равенства ставить нельзя, Сталин был хуже!
"А то, что великое горе пришло ко всей стране, что была эта война испытанием для всех народов и граждан Советского Союза, как-то юному читателю не сообщается." А нужно? Конечно, для советских детей горе. А пару лет назад или меньше, до 1941, как назвать то, что со стороны Советского Союза происходило с теми же, возьмём опять и выделим, детьми на территории Польши и Прибалтики?? Террор, депортации, просто-напросто убийства. Значит, если свои дети - это горе, а на других плевать? И то, что Гитлер и Сталин сообща делили карту Европы, пока Гитлер первым не напал на доверчивого придурка Сталина, уверенного, что друг не обидит, не означает, что знак равенства вполне целесообразен? Сравнили с Америкой, тоже мне. Те хоть только бедных японцев в лагеря согнали, что само по себе непростительно. А сколько народов Сталин репрессировал и выселил в Сибирь да в Казахстан? Простите, но меня просто бесят восхваления и оправдания действий Сталина и Советского Союза. Я уже и не удивляюсь, почему такая плохая оценка книги. Поэтому книгу обязательно почитаю. Спасибо хоть на этом!


Вам не стоило читать мою рецензию и писать комментарий к ней, раз Вы, по Вашему же собственному признанию, находитесь во взбешенном состоянии. Поэтому Вы, наверное, и Гитлера оправдываете и у Вас галлюцинации начались, когда Вы "вспомнили" как свечку держали, когда "Гитлер и Сталин сообща делили карту Европы".
Постарайтесь сдержать новый приступ бешенства и не отвечать, потому что, если попытаетесь устроить тут срач, буду удалять, госпожа поклонница Гитлера, любившего немцев и "травившего" евреев.


Подробная и аргументированная рецензия. Спасибо.
Обычно я не пишу отзыв если вижу похожий взгляд на книгу, но соотнеся количество восторженных отзывов и Ваш единственный здравый взгляд на произведение, решил, что писать нужно. Обязательно буду перечитывать эту гадость с карандашом и дополню Ваш разбор.