Больше рецензий

15 января 2019 г. 15:51

512

3 Куда смотрели редакторы?

Поклонницей комиксов не являюсь, а вот биографии интересных людей просто обожаю. А Стэн Ли - это очень, безумно интересно.

Но начну с плохого. Очень грустно и символично, что книга, содержание которой посвящено печатному делу, индустрии комиксов, изданию газет и журналов, настолько отвратительно отредактирована. Я говорю о редактуре русского перевода. Издательство Бомбора делает многое для популяризации нехудожественной прозы в нашей стране, и их вклад нельзя недооценивать. Но помилуйте, выпускать такие сырые тексты вредно как для своей репутации, так и для здоровья читателей. Чтобы не быть голословной: в рамках одного абзаца издание Writer's Digest называется то "Райтерс дайджест", то "Дайджест писателя", названия неизвестных российскому читателю американских организаций даются то полностью, то в аббревиатуре латиницей, то в аббревиатуре кириллицей (причем иногда это аббревиатура от перевода названия, а иногда от оригинала). Текст пестрит опечатками и несогласованными окончаниями. Словом, с технической стороны качество очень низкое.

Теперь о содержании. Книга показалась мне весьма интересной, хотя хотелось бы побольше иллюстраций (всё-таки про создателя комиксов читаем). Также автора иногда заносит в чрезмерные дифирамбы и восхваления (имхо). Ни в коем случае не умаляю заслуг Стэна Ли перед читателями. Наоборот, считаю, что купившие себе эту книгу являются большими поклонниками его вселенной и персонажей, ну или как минимум понимают, какой вклад он внес в индустрию. Возможно поэтому им не так уж необходимо на каждом развороте читать водичку про революционный подход и несгибаемый характер Стэна (в этом сомневаться как-то не приходится). Мне, как читателю, интересно, как он работал над персонажами, кем вдохновлялся, что им двигало, что происходило в его голове в эти моменты. И автор нам это, конечно, дал, но хотелось бы больше. Насколько я поняла, Стэн Ли дал свое согласие на эту книгу, но никаких материалов автору не предоставил. Мол пиши на основании того, что обо мне уже известно. Я изучила список литературы в конце, и действительно: только ссылки на ранние интервью, на публичные заявления Стэна, его близких, его коллег и на другие произведения. В общем, своего исследования нет. Тем не менее, информация обработана качественно и представлена последовательно. Автор не игнорирует провалы, неудавшиеся эксперименты и весьма неприятные эпизоды, словом, не стремится внушить, что Ли непогрешим. За это отдельное спасибо.

Автор упоминает многих, кто работал со Стэном, кто отрисовывал его сюжеты, состоял под его непосредственным началом как на заре его карьеры, так и в самом конце. Мне эти имена мало о чем говорили, потому что комиксами я не увлекаюсь. Но это скорее моя вина (нужно было гуглить и подписывать). Сначала я просто не обращала внимания на такое изобилие "второстепенных персонажей", а потом поняла, что запуталась, потому что некоторые коллеги уходили от Стэна (нередко - к прямым конкурентам, в DC), потом через много лет (и страниц) возвращались, а я смотрела на них как впервые.

Я бы не сказала, что здесь описана изнанка издательского дела. Это скорее изнанка творчества в эпоху капитализма, когда ты хочешь создавать и чувствуешь в себе потенциал, но не всегда можешь его реализовать. Все потому, что есть свободный рынок, есть капризный читатель, который покупает одно и игнорирует другое, и ты вынужден закрыть проект (а он, может быть, невероятно дорог твоему сердцу?), потому что он не окупается. Это творчество в условиях дедлайнов и несвободы, потому что пока ты создаешь свои шедевры, над тобой довлеет издатель, который заправляет финансами, отчетностью, прибылью, анализирует рыночную конъюнктуру, отчаянно пытаясь угадать, выстрелит очередная идея или нет? Потом он неизбежно предъявляет свои требования, с которыми ты не можешь не считаться. Стэну Ли далеко не сразу удалось уйти "на вольные хлеба", и ни от кого не зависеть. Так что этой проблеме здесь уделяется много внимания, и это очень интересно.

Ну и наконец, эта книга перевернула мое сознание, потому что я не могла перестать сравнивать реальность двух блоков второй половины прошлого века. Сразу оговорюсь, что там про это не сказано ни слова, но ведь подумать только! Что у нас? Как выполнить пятилетку за три года? Что у них? Как отвлечь читателя от мужских журналов и привлечь к сюжетам о супергероях? Это поразительно.