Больше рецензий

13 января 2019 г. 20:00

1K

5

Любите русскую классику? А что если смешать стиль Гончарова, эпопейность Толстого и присыпать сверху героями Тургенева? Получится Болеслав Прус! Польский классический роман меня приятно удивил и понравился мне даже больше русских классических. Какой-то он более реалистичный, без навязанных авторских идей, под которые "подгоняются" герои. Такое, пожалуй, только у Пушкина.
Если вы читали "Отцов и детей", то наверняка задумывались о том, что сталось бы с Базаровым, останься он жив. Ответ - в романе "Кукла". Главный герой Станислав Вокульский очень напомнил мне нигилиста Базарова (по одной из редакций, кстати, Вокульский - тоже нигилист).

Это очень противоречивая личность. Дворянин по происхождению, всегда мечтал учиться, но на учебу нужны деньги, поэтому приходилось работать официантом на посылках у Гопфера. Вырвался, но снова попал не в тот круг, так что учиться пришлось в ссылке в Сибири. Прус подмечает, что это лучшее место для учебы, ведь там - лучшие умы своего времени. Вернувшись из ссылки, Вокульский никак не мог найти работу, поэтому пришлось жениться на богатой вдове, владелице галантерейного магазина. Но Стах даже в этой ситуации остался честен перед собой и перед женой. Он и ходил с ней в костел, в театры, развлекал ее гостей, был примерным супругом и никогда не изменял жене. Того же - честности, верности - он всегда ждал от окружающих, но, как оказалось, мир устроен не так идеалистично, как в поэмах Мицкевича.

Отдельный разговор - женщины романа. Панна Ленцкая, пани Ставская, пани Вонсовская. Ленцкая - аристократка до мозга костей, порождение этого мира. Да, она хороша собой, да, она, наверное, не глупа, но, как кукла, которую однажды завели, она играет пластинку, навязанную ей тем обществом, в котором она живет. Из-за этого она не смогла понять душу Вокульского. Да и было ли ей это нужно?

Пани Ставская - жертва обстоятельств. Муж сбежал, новую жизнь по законам страны и своей совести не начать. Да тут ещё обаятельный Вокульский, в которого невозможно не влюбиться. Очень надеялась всю книгу на ее союз с Жецким. Идеальная пара.

Пани Вонсовская - идеальная женщина для Вокульского. Хоть и такое же порождение аристократического мира, но сильная, знающая себе цену, добивающаяся того, чего хочет. В ее образе Прус пытался поднять тему феминизма, ростки которого тогда только появлялись в Европе. Интересно посмотреть, с чего все начиналось. Кроме того, читать книгу стоило только ради объяснения Кази и Стаха после его болезни. Очень сильная и страстная сцена.

Несколько глав написано от лица приказчика Игнация Жецкого. Самый трагический образ, на мой взгляд. Он напомнил гоголевского Акакия в сцене с игрушками. Как же печальна его судьба. Он живет только прошлыми подвигами и магазином и не в состоянии разрешить себе хоть немножечко личного счастья. Маленький человек, который сам загнал себя в эти рамки.

Я не зря сказала про толстовскую эпопейность в начале рецензии (Прус, кстати, очень ценил русскую литературу и Толстого в особенности), потому что в этой книге мы видим срез всего польского (и не только) общества. Кажется, все сословия так или иначе появлялись на страницах романа.

Особенно интересно мне было читать описания варшавских улочек, по которым в то же самое время бродили и мои предки. Возможно, они читали и "Куклу". Кстати, в Варшаве установили две таблички на улице Краковское предместье: на домах, где "жили" Вокульский и Жецкий.

В романе поднимаются самые разные проблемы: и политика, и зарождение антисемитизма (много слов уделено этой теме), и взаимодействие Польши с другими странами, в частности с Россией, классовое противостояние, обозначены процессы зарождения социализма и марксизма, феминизм, научный прогресс, мечта о создании самолета, отсутствие науки в Польше, тема врачей и так далее, и так далее. Роман-эпопея, не иначе.

Но особенно меня порадовал открытый финал (хоть я их и не люблю). За него я ставлю это произведение в ряд самых великих классических произведений. Мне так не хотелось, чтобы и этот сильный герой покончил счеты с жизнью. Для меня это проявление слабости, а не силы. Не понимаю этот поступок у того же Мартина Идена и доброй половины персонажей русской литературы. Но здесь автор оставляет решение за читателем. Можете думать о самоубийстве, можете о подставном самоубийстве, а можете придумать третий вариант. Как по мне, он же остался с полумиллионом и никак его не распределил. Да и фраза "Весь я не умру" . В общем не все тут так чисто. Тем более, что Прус задумывал написать продолжение - роман "Слава" со схожими героями. Так что есть, о чем подумать.

Огромное спасибо игре KillWish