Больше рецензий

10 января 2019 г. 14:21

446

5 Роман для размышления...

Роман прочитался на одном дыхании. Когда посмотрела рецензии других читателей, была удивлена как заниженными оценками, так и несколько излишне прямолинейной трактовкой прочитанного. Думаю, что смысл романа более глубинный, чем может показаться, наполненный различными подтекстами, интертекстуальными отсылками, символами и эмблемами.
Роман начинается с провокации, заключенной уже в названии, формирующей как определенный горизонт ожиданий, формально неоправдавшийся у некоторых читателей, так и задавая определенный вопрос: кто именно оказывается одержимым, соответствуя названию романа: главный герой или же его жертвы, театральные эксперименты или человеческие страсти, повествователь или же читатели.
Надо отметить, что Фредерик Тристан не только интересный писатель, ориентированный на традицию высокой литературы, не только мистификатор, но и как сообщается с "1983 по 2001 Тристан был профессором иконографии раннего христианства и эпохи Возрождения в ICART (Париж)." Обыгрывание христианской символики явно присутствует в романе и не только на уровне сюжетных ходов (противостояния добра и зла, соблазна и силы духа), но глубже на уровне подтекстовым, что расширяет границы повествования. Такой аспект акцентирует больше загадок и скрытых смыслов, чем может показаться на первый взгляд. Явно темой одержимости и наказанного Дон Жуана книга не ограничивается, хотя, несомненно, есть и это.
Примечательны и говорящие имена героев, самым явным среди которых оказывается имя "Софи Боннер", которое можно перевести как "мудрость счастья".
Подсказками в прочтении становятся интертекстуальные отсылки, причем довольно явные, но от этого не менее изящные, к французской и английской литературной традиции, которые обе значимы для автора, чувствуется и немецкие вкрапления, хотя, конечно же, такое интертекстуальное поле нельзя произвольно ограничить.
Отдельное место занимает тема театра и театральных традиций, доманиантами которой становятся, прежде всего, Шекспир и Мольер, которых многранно дополняют Расин, Мариво, тема мистерий.
Интересна и интерпретация человеческих страстей и внимание к психопаталогиям, взгляду на них как на грехи, страдания, поиск своей натуры, самообман, при этом сохраняя контекст христианский, литературный и психоаналитический.
Однозначно читать было очень интересно. Чтение по-настоящему захватывало эмоционально, хорошим слогом, интригой происходящего как на внешнем уровне, так и на потаенном, а ощущение того, что много спрятано за текстом книги и это надо разгадывать усиливало притягательность чтения!