Больше рецензий

Fable

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 января 2019 г. 22:30

861

4 "Вещий Олег", или Рюрик, бедный Рюрик!

В 1996 году Борис Львович Васильев, уже будучи автором таких произведений, как «А зори здесь тихие…», «Завтра была война», «В списках не значился», «Не стреляйте в белых лебедей», выпускает первую книгу из цикла романов о древнерусских князьях – «Вещий Олег».

IX век, Великий Новгород. Легендарный князь Рюрик, который дал свое имя целой княжеской и царской династии, потерял былую мощь и теперь ищет преемника. Основной претендент, конечно же, - маленький княжич Игорь, его собственный сын, который, однако, в силу возраста взять на себя бремя власти не может.


Он создаст державу для единственного сына, а тот — для своего сына, и скальды будут распевать вечную хвалу основателю династии Рюрику, и это зачтется ему в веках.

Пока Рюрик ищет способ сохранить за своими потомками все земли, плюс ко всему ищет еще и наставника Игорю, власть князя русов Олега только приумножается, вопреки хитросплетениям не только Рюрика, но и всех недругов.

Само название книги говорит, что речь пойдет о князе Олеге, фигуре таинственной в истории. Я бы даже сравнила его с былинными персонажами – настолько мало о нем известно. Летописи нам дают лишь результат правления князя и ничего – о характере, предыстории, родителях и т.д. Оттого книга становится еще более интересной.

Поначалу я почувствовала себя обманутой. Книга называется «Вещий Олег», а добрые первые несколько глав нам описывается старый немощный Рюрик, и лишь вскользь упоминается Олег. «Несоответствие содержания работы и заявленной темы», - подумала я, но продолжила читать, потому что Рюрик был для меня не менее загадочной и интересной фигурой.

Про древнерусских князей нам вообще мало что известно – настолько давно все это было, больше тысячи лет – это вам не шутки. Воспоминаний современников того времени не так уж и много, пересказы летописцев тоже расходятся в некоторых фактах – короче говоря, тьма тьмущая. Ни Рюрик, ни Олег, ни последующие древнерусские правители не воспринимались мною как реально когда-то жившие правители. Они казались мне героями, как выразился Маяковский когда-то, с «хрестоматийным глянцем», как будто и вовсе не существовавшими. Их окутывали лишь мифы и легенды, которым нет подтверждения.

Но вдруг с первых же предложений Рюрик предстал передо мной со всем своим прошлым, своими мыслями и переживаниями. Старый, немощный и страдающий от этого, он судорожно думает, предчувствуя свою смерть, что останется после него. А после него останется лишь маленький княжич Игорь, которого нужно беречь как зеницу ока. Так что первые главы мы находимся в комнате Рюрика. Он нам рассказывает про свою молодость, былую славу, обычаи викингов. Великий князь сидит к нам спиной в своем кресле с медвежьей шкурой и под треск огня в сумраке рассказывает про своих братьев Синеуса и Трувора, а позже наконец скажет нам, кто же такой Олег. Но Олег вступит в игру позже.

Борис Васильев умело сочетает вымысел и общеизвестные факты, дошедшие до нас в летописях. Среди Рюрика, Синеуса, Трувора, Олега, Игоря – летописных героев, мы встретим персонажей, вписанных в книгу с легкой руки автора. Кажется, будто они тоже существовали, просто они остались в тени легендарных князей, а Васильев знает больше нашего, настолько богата палитра героев в этой книге.

Сигурд – один из главных героев, от лица которого мы прочитаем множество глав. Чего стоит один расчетливый, но безупречно точный Хальвард – советник Олега! Изгой Урмень, юркий Славко, князья рузов, вятичей, радимичей и так далее. Кто уже испугался, что запутается среди такого разнообразия князей, рекомендую не беспокоиться – Борис Васильев, во-первых, все разжевывает и не надеется, что эту книгу будут читать только подготовленные читатели, которые увлекаются историей с пеленок, а во-вторых, все эти персонажи настолько разные, что запутаться в них нужно постараться. Порадовало и разнообразие женских персонажей: боевая Неждана, изворотливая Инегельда, добросердечная Альвена – и это только те персонажи, которых я бы отнесла к главным или к основным второстепенным.

Чтение шло как по маслу, но меня все не отпускало название книги. Где же Олег, где этот таинственный князь? Пришлось немного подождать, прежде чем он появился на страницах книги. И хочу сказать, его таинственность так и осталось за ним закреплена. Олег представляется решительным, сильным князем, который вынашивает множество амбициозных планов.

«— Им нужно ткнуть в глаза силу Олега, а не его перстень, — проворчал Перемысл».

Начиная читать, я думала, что как раз-таки Олега автор и раскроет в первую очередь. Но, как мне показалось, Олег здесь явился больше инициатором действий других героев и тем связующим звеном между ними. Он – вдохновитель, все остальные – исполнители. Но в итоге оказалось так, что другие персонажи для меня стали более открытыми, нежели сам Олег. Возможно, таков он был, таким и суждено ему остаться в книгах и фильмах – князем, который планировал каждый свой шаг и предугадывал действия врагов и союзников, а также князем, который никому не доверял так, как себе, и редко делился с кем-то своими стремлениями.


«Никогда не доверяй своих целей никому, конунг. Это не просьба, это — мольба».

Однако нельзя сказать, что Олег прошел мимолетом по страницам книги и вовсе не раскрылся. Раскрылся, но незаметно и плавно, через других героев. Их суждения о нем, их трепет перед ним, их страх перед его гневом и даже зависть Рюрика, который считал себя гораздо сильнее Олега, но в итоге увидел невиданное:

«Маленький, затерянный в болотах народ русов смог поднять не только воинов, но и всю голытьбу всех окрестных племен и народов, что особенно бесило Рюрика».

Олег вовсе не былинный богатырь. Его сила в уме, хитрости и умении выбирать себе соратников. Он прекрасно понимает, что лучше сделать самому, а что соратники могут сделать лучше его.

Борис Васильев умело нашел ту тонкую грань между современным литературным языком, который легко воспринимать, и красивыми летописными оборотами с время от времени встречающимися вышедших из активного употребления словами. Повествование ими не нагружено, но благодаря им и плавному рассказу мне казалось, что я читаю летопись, написанную человеком, который живет в нашем веке, но в то же время прекрасно знает события тех стародавних времен и наконец решился их пересказать. Порой Васильев бывает велеречив, и выглядит это крайне уместно, ведь речь идет о сильных мира сего. Порой его предложения настолько пропитаны могуществом, величественностью и даже фатальностью, что дух захватывает.

Ты воскресишь былое могущество русов из небытия и забвения. Тебя нарекут мудрым, о тебе будут слагать песни, твоим именем станут называть детей.

Повествование отличается динамичностью, стремительностью. Васильев редко тянет резину и останавливается на пейзажах или элементах одежды героев, но в то же время успевает описать все то, что нужно для яркой визуализации в голове читателя.

Однако под конец оказалось не все так гладко. Начиная читать «Вещего Олега», я надеялась увидеть либо историю Олега с самого начала, либо историю его личной жизни, либо (именно это больше всего я и ожидала) историю о том, как Олег стал самым значимым князем Древней Руси того времени. Когда стало понятно, что Олег здесь далеко не всегда является главным героем, я надеялась, что хот я бы в конце все акценты сведутся к нему, потому что в финале Олег должен был либо воплотить свои мечты в реальность и победить, либо потерпеть поражение (в принципе, что произойдет, можно узнать и в википедии). Однако концовка оказалось скомканной, и все результаты стремлений Олега были описаны в последней главе. Пожалуй, за это я бы снизила свою оценку на полбалла.

Открывая книгу Бориса Васильева, вы не увидите огромного количества баталий или жизнеописания одного конкретного героя и даже не двух, но увидите взаимодействие людей, желающих власти, хитросплетения, интриги, нерушимые и рушимые клятвы, просчеты и ошибки, человеческие судьбы и даже не одну историю любви. И самое ценное для исторической прозы – вы не сможете подсмотреть конец книги в википедии. Чем закончилось правление Олега – да, но все остальное останется интригой для читателя.

Благодаря «Вещему Олегу» Бориса Васильева, события тех времен больше не находятся за туманом. Да, это взгляд определенного автора, это в первую очередь художественное произведение, но такая точка зрения вызвала у меня как минимум интерес. Никаких сухих фактов, сводок и взгляда из будущего. Борис Васильев находится прям там, в IX веке, и пересказывает нам судьбы людей с их предательствами, мечтами, болью и любовью.

Рекомендую к прочтению. Может понравиться как любителям истории, так и тем, кто равнодушен к ней. Главное — помнить, что это в первую очередь художественное произведение, и с пониманием принять все отступления автора от вроде бы общепринятых фактов жизнеописаний тех времен. Любите скандалы, тайны, хитросплетения и интриги? Тогда беритесь за это произведение — велика вероятность, что оно вам придется по душе. А от меня «Вещий Олег» Б.Л. Васильева получила 4 из 5.


— Я не боюсь стрел, конунг, — улыбнулся Олег. — Я боюсь змей.

Источник