Больше рецензий

Abisinia

Эксперт

Библиотекарь Незримого Университета

7 января 2019 г. 20:02

3K

5

So we walk on through and beyond the failures of men
And we know there's a void at the center of everything.
(Rome - The ballad of the red flame lily)

К этой книге я пришла совершенно случайно, искала литературу по буддизму, и на каком-то форуме увидела комментарий, что "Чапаев и пустота" - самая буддистская книга в мире. Уж не знаю, сказано ли это было серьёзно или в шутку (или и то, и другое), но меня заинтересовало, да и понравилась аннотация. Пелевина я до этого не читала, и почему-то относилась к нему предвзято (как и к большинству представителей русской литературы), но надо же иногда и расширять читательские горизонты. И черт, эта спонтанно выбранная книга стала для меня потрясающим опытом и самым ярким открытием за долгое время.
Мне кажется, что для того, чтобы по-настоящему насладиться этой историей, читатель должен соблюдать минимум три условия: хотя бы на базовом уровне иметь представление об основах буддизма (которого там и правда очень много), любить абсурд и хорошо разбираться в мировой культуре и истории. Текст перенасыщен различными отсылками - от есенинского "Черного человека" и мексиканских сериалов до древнего японского эпоса «Повесть о доме Тайра» , барона фон Унгерна и обстоятельств смерти реального Чапаева. Я совру, если скажу, что все сходу узнавала и ни разу не обращалась к гуглу. Но это было круто.

Вообще, мне сложно писать рецензию на книгу, которая меня настолько покорила, всем известно, что критиковать намного легче. Попытаюсь начать с объективных плюсов - это, во-первых, потрясающая ироничность повествования (Пелевин даже сам себя умудряется простебать пару раз), очень красивый язык, покоряющий с первой страницы, и сама структура книги. Все-все продумано, все ружья выстрелят, все просто идеально зациклено так, что последнюю главу читаешь буквально с открытым ртом. Уже очень давно мне не попадалась настолько качественная вещь, ее содержание может нравиться или не нравиться, но не признать ее идеальную форму невозможно.

А вот дальше начинается субъективщина и чистый поток восторгов. Хотя еще поначалу, признаюсь, я морщила нос от мата и каких-то уж совсем бредовых моментов (типа истории Марии), но я настолько быстро втянулась, что под конец уже совершенно неприлично хихикала над "Еб*нишадами" (защищаюсь от встроенного антимата), ну а все бредовые моменты в результате стали предельно логичными.

Книгу я прочитала быстро, но по ощущениям прошло больше тысячи лет (или может одно мгновение, что по сути одно и то же), потому что я присутствовала там везде - и в дурке, и на трибунах гражданской войны, и при харакири Сердюка, и в лесу с тремя (четырьмя?) бандюганами, а самое главное - на реке Урал и во Внутренней Монголии. А ярче всего мне запомнились монолог Котовского про капли воска и костры в степи-"Валгалле", эти моменты настолько невыносимо прекрасны и волшебны, что у меня щемило сердце, душу и все пустотное межатомное пространство.

We have the answer to all your fears
It's short, it's simple, it's crystal clear
It's round about and it's somewhere here
Lost amongst our winnings.
(Nick Cave & The Bad Seeds - O Children)

Виктор Пелевин под соусом полного абсурда рассказывает о самых базовых, вечных вещах во Вселенной и это вскрывает мозг почище балтийского чая и заставляет тебя думать, будто ты понимаешь что-то такое, что и понять-то нельзя, протягиваешь руку за ответами, и натыкаешься только на светящуюся пустоту. Это книга, которая безусловно оставила во мне глубокий след, я хочу о ней думать, я хочу о ней говорить, и я хочу читать другие книги автора (хотя и не знаю, может ли что-то быть лучше Чапаева). И на этом заканчиваю, потому что, к чему слова, когда на небе звезды?

Комментарии


Единственный роман, который мне понравился у Пелевина. Читал у него много чего еще, но понравился только он, да и еще несколько рассказов и повестей. Как-то, он со временем исписался.


Эх, я вот тоже видела много мнений, что ЧиП самый лучший роман Пелевина, а уж последние его вещи вообще "не торт". Не знаю, то ли рискнуть, то ли уж не портить впечатление от автора


Я читал в порядке написания и так получилось, что становилось все хуже. Но это может только у меня так. Потому что, многие балдеют от всего творчества Пелевина. Напишу вам, что мне еще понравилось у него, вдруг пригодится) Это повести "Желтая стрела", "Затворник и шестипалый", рассказы "Онтология детства", "Спи". Это тоже, все ранее у него. Должно вам понравится.


Спасибо большое за совет, возьму на заметку!)


Наконец-то ты облекла свои восторги в письменную форму)) Тебе и правда будет пока сложно найти книжку, которая затянет) Жалко расставаться и с персонажами, и с атмосферой) Тоже как-то хочу до нее добраться, хотя мои знания о буддизме весьма ограничены. Но гугл мне в помощь)
А эта книжка из тех, которые перечитывают или нет?


Я долго собиралась с мыслями, да)) Потому что если бы писала сразу, то там бы точно были библейские пропасти и красота из ядер звёзд xD

Да мои по сути тоже) Главное хотя бы просто основное представление иметь, потому что видела во многих рецензиях выпады вроде "Опять Пелевин со своей псевдофилософией на тему того, что ничего не существует", так блин, этой философии 2500 лет, причем тут Пелевин вообще))

Сложно сказать, я вообще ничего не перечитываю)) Предпочитаю сохранять яркие первые впечатления. Хотя эту может и пролистаю когда-нибудь снова, избранные моменты)


Да и мы с тобой столько говорим о книгах, что друг другу половину всех рецензий пересказываем до ЛЛ))

Во-вот)) Это как с Памуком. Пишут: как так Стамбул черно-белый у него? Я ездила - такой яркий цветной город! Во-первых, в книгах Памука Стамбул описывается с 50-60х где-то до относительно нового времени (явно пользователь ЛЛ был там не в 60-х) - это был барачный город, который современный вид стал принимать только где-то в 90-х. А, во-вторых, зимой он и по сей день абсолютно черно-белый - такое вот свойство странное. Так что разделяю твое негодование насчет Пелевина. Я аж прям разошлась.

Вот я такого ответа и ожидала) тоже так. Хочется оставить книжку в памяти такой, какой она была при первой встрече)


Это точно))

Аххахха, ну российским туристам конечно виднее, чем Памуку)) Да, понимаю, и правда бесит, когда так тупят (грубо наверно, но иначе не скажешь). Одно дело просто сказать - мне не понравилось, не мое, а другое - с умным видом придираться к тому, чего ты просто не понимаешь)

Ага) И столько хороших книг ещё ожидают прочтения, где там время на перечитывание найти)


Ага, иногда совсем ерунда какая-то)) Вот и с Пелевиным аналогично, видимо))

Да, это точно)


Вот существуют такие рецензии - полное попадание в моё прочтение. Ваша рецензия как раз такая. Не знаю случайно ли у меня произошла встреча с этой книгой, но в бурные 90-ые мой препод литературы Скаковский с кафедры призывал молодёжь читать "Чапаева и Пустоту", говоря, что эта книга - ответ на все вопросы... В чём-то это оказалось именно так, для того времени как минимум. Я убеждённый белогвардеец и как раз в то время читал биографию барона фон Унгерна (у Пелевина он Юнгерн, если я не путаю) и увлекался всякой эзотерикой (это возрастное), ну и о буддизме имел общие представления. Понравилась грубоватая шутка про продырявленный барабан и Котовского и история с мизинцем Будды - пулемётом. В книге огромное количество всяких тонкостей и кунштюков и, как Вы верно отметили, читатель соприсутствует в местах пребывания героев. И как остроумно обыграно название книги, у него два значения и оба играют. Спасибо Вам огромное за такую инкрустированную рецензию.

Все ранние книги Пелевина произвели на меня неизгладимое впечатление: "Омон Ра", "Жёлтая стрела", "Жизнь насекомых". А вот "Generation P" уже не так впечатлило. С более поздним творчеством Пелевина не знаком.


Спасибо за интересное мнение, готова подписаться под каждый словом) Книга и правда восхитительная, столько в ней деталей и отсылок, что одного прочтения будет явно мало. А эзотирическая/буддистская база только добавят новых красок прочтению)

Надо бы добраться уже до его ранних произведений))