Больше рецензий

sparrow_grass

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июня 2011 г. 09:16

441

4

Хочется перефразировать пошловатую вульгарную современную фразу "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" в другую: "Если ты такой умный, то почему такой глупый?" или в "Если ты такой умный, то почему такой несчастный?"... Хосе Антонио Марина не ставит вопросы именно так, но по сути, книга именно об этом, о том, почему наш разум совершает ужасные глупости, делает нас несчастными, несправедливыми, а порой злыми и жестокими. Марина считает, что всё дело в первом качестве - в глупости.

Парадокс (умный, но глупый) автором решается следующим образом: разум Марина представляет не виде одного чёрного ящика, а в виде как минимум двух - вычислительного - того, который мы, собственно, и привыкли считать умом, который меряем всякими IQ, и исполнительного - того, который контролирует наш вычислительный разум; между этими видами разума есть некий модуль-связка. Так вот, нарушения всякие, ведущие к глупости, могут иметь разную природу, но по большей части они связаны не с вычислительным разумом, а с исполнительным. Кажется, сам Марина нигде не говорит о том, какой из видов этого разума более древний, а какой менее древний, но мне самой так показалось по ходу чтения, по ходу размышлений, что по-видимому, наш исполнительный разум ещё очень молод, он недостаточно хорошо развит, и именно в этой области нам предстоит ещё длительная эволюция. Большая часть книги как раз описывает всякие разные виды глупости, их причины (тут раскопки ведутся не очень глубоко, потому что мы пока что имеем дело фактически с чёрными ящиками).

Один бал у книги я отняла за изложение, всё-таки большая часть книги написана холодновато, как мне показалось, не всегда аргументация блестяща, иной раз метафоры автора выглядят блекло. Порой возникало ощущение, что вот он - разбег, сейчас мы взлетим с автором до недосягаемых высот познания, но чуда не происходило, и разбег получался холостой. Но я благодарна автору за мысли, на которые он меня натолкнул, за вопросы, которые поставил. И потом, всё-таки чувствовалось, что под конец мы должны воспарить, на самом деле так и произошло, и правда многие обрубленные по ходу книги мысли ближе к концу обрели некоторое завершение. В итоге Марина сказал, пожалуй, самые главные вещи, о том, что частные интересы не могут стоять выше коллективных. Чтобы было меньше недопониманий, приведу цитату целиком (но при этом надо учитывать определения используемых понятий, здесь могут быть разночтения, но в книге самой формулировке предшествуют определения истине, частной, коллективной, универсальной):

Во всём, что касается отношений между человеческими существами или дел, в которые вовлечён другой человек, частная истина - индивидуальная или коллективная - имеет более низкий ранг, чем истина универсальная, в том случае, если они вступают в конфликт.

Глава про общество, про общественный (коллективный) разум, очень полезная, особенно сейчас, когда пошлые идеи об абстрактном личном успехе прут из всех щелей. Совершенно согласна с лаконичной формулировкой счастья у Марина: это гармоническое удовлетворение двух великих стремлений - к благополучию и созиданию - одно без другого делает жизнь ущербной.