Больше рецензий

6 января 2019 г. 01:36

1K

3.5 Праздники и злоба дня 19й век

Этот сборник — своего рода социальная проповедь, каждая повесть в него вошедшая издавалась к праздникам, чтобы раскрыть людям глаза на то, что происходит вокруг. Диккенс, пытается разбудить в душах власть имущих благородство и милосердие по отношению к тем, кому повезло меньше, показывает, как они смотрятся со стороны, и что их может ждать в конце пути. Бедняков он призывает не терять мужество и не опускать руки, какой бы безнадежной ситуация не казалась. В соответствии с этими целями, могу сказать, что книга скорее подойдет взрослым, чем детям, хотя многие сюжеты стали достаточно популярными, и в большинстве сказка существует наравне с действительностью.

Первая и самая известная повесть — «Рождественский гимн в прозе» (1843 год). В ней рассказывается о путешествии Эбинизера Скруджа с тремя духами Рождества. Это произведение — наиболее универсальное (подойдет всем) и единственное среди прочих несет праздничное настроение. Здесь обличается скупость, бестолковая погоня за наживой, а также демонстрируется, как выглядит теория борьбы с перенаселением не на цифрах, а в реальности.

картинка Le_Roi_des_aulnes

«Колокола» (1844 год). Девиз: «Бедность — не порок». Самая жесткая, на мой взгляд, работа, но понравилась мне больше всех остальных. По сюжету старик из низшего класса в один прекрасный день поверил в то, что все страдания, которые сваливаются на головы его братьев по несчастью, заслужены. Беднякам не следует и рождаться, из них не может выйти ничего путного. Конечно, в дело вмешались волшебные силы и заставили его узнать правду от той, кем он дорожит больше всего. История морального падения людей, раздавленных крайней нуждой.

Третья сказка — «Сверчок за очагом» (1845 год) — о семейном счастье и тепле домашнего очага. Тут мало морализаторства, автор настроен на более игривый лад, постоянно острит и плетет сложные сети взаимоотношений, которые введут читателя в заблуждение, показывая, что всё не то, чем кажется. На этом этапе, однако, я уже начала откровенно скучать.

Еще одна повесть с детективной подоплекой — «Битва жизни» (1846 год). В центре — безграничная и немного странная сестринская любовь. Финал непредсказуемый, но само чтение — как езда по ржавой колее: еле-еле и со скрипом. Не действуют на меня хитрые интриги Диккенса.

И, наконец, последнее — «Одержимый или сделка с призраком» (1848 год). Интересная вещь, которая шла под лозунгом «Боже, сохрани мне память». Идея в том, что как бы не были болезненны воспоминания, лучше жить в их тени, воспитывая в себе сострадание и бережное отношение к ближнему, чем стать холодным сухарем, которому на всё наплевать. Очень яркое произведение, в котором сильно проявился характерный и ни на что не похожий стиль писателя. Ушла сатира, повествование ведется в серьезном тоне, читателю дается возможность прочувствовать переживания героев, и найти источник своего внутреннего света, ведь любое преодоление может сделать нас лучше.

Оценивая сборник в целом, не могу сказать, что он вызвал во мне сильные положительные эмоции. Чтение заняло довольно много времени, далеко не всё встретило во мне предполагаемый отклик, хотя все затронутые темы, безусловно, важны. Если бы мне привелось взяться за него еще раз — не стала бы читать всё подряд, а знакомилась с работами дробно (вперемешку с произведениями других авторов).