Больше рецензий

5 января 2019 г. 00:02

1K

5 Добротный сборник литературы.

Сборник интересен и довольно толково составлен, практически не содержит оценок авторов, только голые факты. Состоит из нескольких разделов, включая книги, преследовавшиеся по политическим, религиозным, сексуальным и социальным мотивам. В нынешнее время что-то уже не актуально, что-то воспринимается как нонсенс, а над чем-то можно от души посмеяться. Большинство книг я уже читал, но, тем не менее, благодаря этой книге смог найти несколько любопытных произведений для чтения. Вернее, для незамедлительного чтения, ибо список, который у меня есть, как правило, включает все основные произведения мировой литературы и чья-то рекомендация может только приблизить планируемое чтение.

Из книг, преследовавшихся по политическим мотивам, я нашел сносную книгу Ричарда Райта "Черный" (понятно, о чем она), прекрасный труд в своей первой части Томаса Пейна "Права человека", о торжестве логики технологической над логикой формальной. Здесь же я обнаружил, к собственному удивлению, книгу Зощенко "Перед восходом солнца" (и узнал о запрещенных трудах Горького и Ахматовой) - здесь о ней подробнее. Ну, еще перечитал Замятина "Мы", посмеялся и возмутился над нападками Крупской по поводу "Крокодила" Чуковского, невероятно вообще, до сих пор начинаю дергаться. А еще вытащил из долгого ящика "Козлиную песнь" Вагинова и очень доволен. Питерским вообще стоит ее прочитать прямо сейчас же. Это песнь городу и времени. "Ареопагитика" Мильтона меня удивила и позабавила, впрочем, о личности автора знаю немного, его стихотворные вирши меня никак не впечатлили когда-то. Понятно, что в списке просто не может не быть Солженицына, Оруэлла, Макиавелли, Грибоедова, Булгакова, Ремарка и т. д. О сложной судьбе записок Екатерины Второй мне было уже известно, это знают все, кто их читал.

Второму разделу большое от меня спасибо за "Гавриилиаду" Пушкина, хотя у меня и было чувство, что я ее уже читал. Понятно, что здесь может содержаться абсолютно вся религиозная литература, поскольку представители разных конфессий очень любят объявлять друг друга демонами. "Красное и черное" Стендаля перечитываю в настоящий момент и ничего пока, кроме самого Стендаля, в ней антирелигиозного не нашел. Вовсе нелепым выглядит появление в этом списке "Конька-Горбунка" Ершова, почитайте, это реально смешно. А также "Оливера Твиста" Диккенса, кому-то образ старого негодяя не понравился. "Страдания юного Вертера" Гете можно было предположить здесь найти, хотя лично мне не понять всех этих суицидников. Счастливого им пути.

Третий раздел самый интересный и смешной. "Тысячу и одну ночь" в расширенном издании я еще в советские годы заподозрил в общей фривольности, там пробивались сквозь сказку голые тела и общее непотребство (был, правда совсем короткий приличный вариант из стандартных шести сказок). Поэтому можно представить, что творится в оригинале. "Любовник леди Чаттерлей" Лоуренса тоже в свое время выглядел чуть ли не откровением. О судебных процессах над Флобером мне было известно, хотя это полнейшая чепуха по нынешним временам. Как и "Американская трагедия" Драйзера. "Исповедь" Руссо довольно нелепо выглядит в этом списке, маленький эпизод с эксгибиционизмом был вставлен автором, как я понял, исключительно, чтобы завоевать доверие читателей. Уверен в этом, как мучавший этот труд месяца три. Лев Толстой с "Крейцеровой сонатой", "Бокаччо" с Декамероном, "Тропик рака" Миллера, Виан, Арцыбашев - эти просто созданы для того, чтобы их запрещали.

Наконец, четвертый раздел, самый нелепый, куда попали "451 градус по Фаренгейту" Брэдбери - мне вообще непонятно, что могло не устроить великую америку уже в 1967 году. С "Алой буквой" Готорна все ясно. Эту книгу я прочитал благодаря этому списку, произведение эпохальное, но мне было скучно. "Заводной апельсин" Берджесса и сейчас с успехом запрещают, хотя произведение это не о насилии, как таковом. Вот здесь подробно. Берроуз, Хаксли, даже Герцен с "Кто виноват?", Кен Кизи с "Кукушкиным гнездом", Хеллер с "Поправкой-22" (неплохой каламбур в стиле этой книги - если вы запрещаете книгу, значит вы сами ее читали!), бедный "Гекльберри Финн" Марк Твена - здесь все более-менее понятно, книги очень проблемные и неоднозначные. "Свидание в Самарре" ОХары - запретить это произведение слишком уж тонко для цензуры (как рифмовал Пушкин, "цензура - дура"). Ну и, естественно, все знаковые произведения Америки были запрещены. "Убить пересмешника" и "Над пропастью во ржи". Эта тема бесконечна, как сама Америка.

В общем, сборник добротный, интересный и можно найти для себя много нового. Запрет вообще - это некая безотлагательная и настойчивая реклама произведения, ибо нет лучшего средства, чтоб книга была прочитана, чем незамедлительно ее запретить.