Больше рецензий

2 января 2019 г. 16:07

2K

5

«…все бытие зиждется на раздвоенности, на противоположностях; ты можешь быть мужчиной или женщиной, бродягой или филистером, человеком рассудка или человеком чувства, но нигде вдох и выдох, мужское и женское начало, свобода и подчинение, инстинкт и духовность не сливаются воедино, всегда одно оплачивается утратой другого, и всегда одно столь же важно и желанно, как и другое!»

«Нарцисс и Златоуст» (или «Нарцисс и Гольдмунд») – один из последних полноценных философских романов Германа Гессе. Это ещё одно глубокое погружение в психологию человека и философию жизни, состоящее из великого множества слоёв и тем для обстоятельного размышления. Начинается история в монастыре Мариабронн, куда состоятельный отец привозит своего сына Златоуста. Юноше волей родителя предназначено не только получить хорошее образование, но и остаться навеки в монастыре. В стенах своей новой обители Злотоуст знакомится с молодым преподавателем, учёным, специализирующемся на греческом языке, Нарциссе. Двое молодых людей постепенно проникаются друг к другу искренними дружескими чувствами, хотя один из них – Нарцисс – человек высокого интеллекта, а другой – Златоуст – человек чувственного творческого начала. Нарцисс первым понимает те смутные неудобства, которые испытывает душа Златоуста, понимает, что этот юноша не предназначен к доле учёного, человека мысли, человека сдержанных внутренних переживаний. Златоусту предначертано познавать себя, жизнь и себя в жизни совершенно иначе, через эмоции, через выражение в искусстве. И таким образом, Нарцисс, обладающий другим характером, сумел разглядеть в Златоусте то, что тот и сам не осознавал. Тогда, Златоуст решает покинуть монастырь и пойти своим путём, а Нарцисс – идёт дорогой, которую он сам избрал для себя. И это одна из опорных точек повествования: подчиниться ли воле других людей, даже тех, кого ты любишь и кому безгранично доверяешь, или же прислушаться к собственным желаниям? Отец Златоуста сам выбрал за сына дорогу в монастырь, как бы в искупление греха, совершённого матерью мальчика. Эта самая мама, по зову бродячей души, бросила мужа и маленького ребёнка. Её муж, занимавший высокое положение в обществе, облёкся позором, а дитя лишилось не только памяти о матери, её ласки и любви, но из-за сходства с матерью вызывало отторжение у отца, как вечное напоминание о проступке жены. Златоуст подсознательно терзался потерей облика мамы, памяти о ней, её любви, и именно это заставило его не только мучиться, но и попытаться найти её. Златоуст начинает своё бродяжническое существование и в каждой женщине ищет этот потерянный образ мамы.

«Человек, предназначенный для высокого, может очень глубоко опуститься в кровавый, пьянящий хаос жизни и запачкать себя пылью и кровью, не став, однако, мелким и подлым, не убив в себе божественного, что он может блуждать в глубоком мраке, не погашая в святая святых своей души божественного света и творческой силы…»

Как и предсказывал Нарцисс психологическая проблема Златоуста кроется в его происхождении и отсутствии материнского, женского образа. Надо сказать, что роман вовсе не пуританский, потому как Златоуст вступает в интимную связь с каждой встречной женщиной, если, конечно, она сама это ему позволяет. И каждый раз Златоуст старательно изучает женщину, её природу, смену эмоций на её лице в моменты наслаждения или рождения ребёнка, радости или печали. Таким образом, он пытается воскресить в себе образ матери, понять через вереницу женщин природу той, которая подарила ему жизнь и её же, по сути, отняла. При этом ни одна из женщин не может надолго привязать его к себе. В своих странствиях Златоуст знакомится с разными людьми, испытывает различные чувства, совершает страшные поступки, хоть и не по своей воле, но всё же удивительным образом не опускается на самое дно порока, откуда назад дороги уже нет. Однажды в юноше прорывается то, к чему он был изначально предназначен, а именно – искусство. Злотоуст – истинный художник, умеющий видеть прекрасное в окружающем, но и как бы подниматься выше этого, достигать ещё больших граней слияния художественного и духовного. Неудивительно, что попав в монастырь, Златоуст изначально мечтал в нём остаться не только из-за желания порадовать отца, но и потому что он видел красоту богослужений, икон, одеяний священников, церковных песнопений. Т.е. всё это созерцание красоты внешней, это скорее душевность, а не подлинная духовность. Наоборот всё у Нарцисса, умевшего заглядывать в суть вещей, обходя любой внешний эффект.

Скитания в душе Златоуста повлияли и на его скитания по земле. Нигде он не остаётся надолго, свободная жизнь постоянно манит его. Это жизнь яркая, но самоуничтожающаяся. В конце концов, чуть не погибнув, Златоуст всё-таки возвращается в монастырь. Любопытно, что всё повествование мы шли путями Златоуста, а о том, как прошли все эти годы у Нарцисса нам ничего не известно. Впрочем, это была жизнь, наполненная внутренним путешествием, духовностью и интеллектуальностью, жизнь человека, полностью осознающего самое себя. Он видит насквозь Златоуста, понимает его пламя, сжигающее изнутри. И ещё одна попытка Златоуста вернуться к бродяжничеству заканчивается плачевно: образ женщины его отторгает. Тогда Златоуст погибает. А Нарцисс теряет прикосновение к миру эмоций и творческого существа, которое он видел в Златоусте.

«Ведь всякая жизнь обогащается и расцветает благодаря раздвоенности и разладу. Что значили бы рассудок и трезвый расчет, не будь на свете упоения, что значило бы чувственное наслаждение, не стой за ним смерть, и что значила бы любовь без вечной непримиримой вражды полов?»

Итак, Герман Гессе показывает два противоположных пути, по которым может пойти человек. Путь 1: жизнь духа, мысли, благопристойность, подавление излишних вспышек эмоций, контроль над чувствами. Путь 2: более яркая, но возможно, более короткая жизнь, наполненная чувствами, эмоциями и инстинктами. Первая модель жизни – осознанная, вторая – чувственная. При этом и Нарцисс, и Златоуст влияли и на других людей. Первый, став настоятелем монастыря, разрешал многие задачи, как внутри монастыря, так и в общении со светским обществом. Второй, Златоуст, создавая прекрасные статуи, влиял на эмоциональный фон людей, рождал в них чувства. Гессе не говорит, что один путь лучше другого. На мой взгляд, он делает вполне логический вывод: необходимо суметь сочетать в себе два этих пути.

Иными словами, эту небольшую книгу можно долго разбирать, поскольку в ней очень много символов и полутонов, а также извечных тем, как психологических, так и философских, как духовных, так и творческих. Роман захватил сразу же и не отпускал до самого финала, оставив после себя очень приятное послевкусие, которое сопутствовало также чтению предыдущих романов Германа Гессе («Игра в бисер», «Сиддхартха», «Степной волк»), выражающегося в одновременной работе души и разума. Безусловно, «5», никак иначе.