Больше рецензий

_ANTARES_

Эксперт

Եթե կարողացար կարդաս էս գրածը, ուրեմն մալադեց քեզ

30 декабря 2018 г. 22:38

1K

2 Набоков о себе любимом и остальном сером мире

Данную книгу стоило озаглавить не "строгими", а "стремными суждениями". В галактике Набокова существует только одно яркое и вечное светило - он сам. Все остальные являются посредственными, вульгарными, никчемными писаками, которые только и делали, что марали бумагу. Лишь он один чувствовал правду-матку и мог рассказать о ней темным и тупым людишкам. Речи Набокова настолько переполнены пафосом и самолюбованием, что порой остается только удивляться степени его чувства собственного величия. И Бог с ним, если бы Набоков только хвалил себя, но он идет еще дальше и обзывает (совсем как юнец переходного возраста) нелестными словами собратьев по перу. Хемингуэй для него "детский писатель", Фрейд - "комическая фигура", не высокого (читай низкого) мнения он был и о таких всемирно известных писателях, как Камю, Сартр, Достоевский. Приведу несколько примеров из интервью:

"С тех самых пор как монументальные посредственности вроде Голсуорси, Драйзера, персонажа по имени Тагор, еще одного по имени Максим Горький и третьего по имени Ромен Роллан стали восприниматься как гении, меня изумляют и смешат сфабрикованные понятия о так называемых «великих книгах». То, что, к примеру, глупая «Смерть в Венеции» Манна, или мелодраматичный и отвратительно написанный «Живаго» Пастернака, или кукурузные хроники Фолкнера могут называться «шедеврами» или, по определению журналистов, «великими книгами», представляется мне абсурдным заблуждением, словно вы наблюдаете, как загипнотизированный человек занимается любовью со стулом".

"Я, с вашего позволения, нахожу второразрядными и преходящими произведения ряда раздутых писателей, таких как Камю, Лорка, Казандзакис, Д. Г. Лоуренс, Томас Манн, Томас Вулф, и буквально сотни других «великих» посредственностей. За это меня, естественно, автоматически не выносят их клевреты, рабы моды, любители сентиментальной пошлятины и всевозможные роботы".

"Если вы намекаете на самые плохие романы Достоевского, то, в самом деле, я категорически не приемлю “Братьев Карамазовых” и отвратительное морализаторство “Преступления и наказания”. Нет, я вовсе не против поиска души и самораскрытия, но в этих книгах душа, и грехи, и сентиментальность, и газетные штампы – вряд ли оправдывают утомительный и тупой поиск".

Речи Набокова по поводу творчества русских и иностранных писателей лишены каких-либо вразумительных оценок. Они крайне субъекты и далеки от объективности. Набоков никак не раскрывает скобки, лишь богато навешивая ярлыки "посредственности" писателям мировой литературы. Хотя, казалось бы, чего можно было ожидать от человека, который говорил:

"Я мыслю как гений, пишу как выдающийся автор и говорю как дитя".

Ооо, ну конечно. Вокруг все поганые смерды, и только вы, наиумнейший, наимудрейший, Владимир Владимирович, заслуживаете любви и почитания. Набоков умиляет своим самомнением. Он безапелляционно критикует таких мировых величин, до которых он никогда не доберется, и видимо, именно это выводило его из себя. Почему, мол, все восхищаются каким-то упадочным, вместо того, чтобы хвалить меня любимого?!

Книга не стала для меня открытием, так как о самовлюбленности и озлобленности Набокова я узнал еще из его лекций по литературе. Там он называл Гоголя "мышонком", нелестно отзывался о творчестве Достоевского и многих других. И все бы ничего, если бы сам Набоков сумел создать произведение, которое хотя бы рядом можно было бы поставить с произведениями Толстого или Достоевского. Единственным и основным его детищем была "Лолита". Набоковолюбы говорят, что книга эта о любви. Сам Набоков гордился своим главным романом. Однако это не мешало ему отмечать его извращенную сущность:

"Если бы у меня была дочь, то я сделал бы Гумберта педерастом", говорил он.

То есть в глубине души он признавал ненормальной связь взрослого мужчины и девочки-подростка. Все те, кто с пеной у рта кричат о настоящей любви в "Лолите", пускай хоть на секунду представят свою несовершеннолетнюю дочь под каким-нибудь 45-летним мужиком. Понравилось? А вы говорите "любовь" и "высокие чувства". Девочка может влюбиться во взрослого мужчину. Она увидит в нем опору, он будет ей как отец и наставник, но вот обратная тяга ненормальна по своей сути. Я не ханжа, и спокойно могу прочитать о похождениях сексуального маньяка, извращенца-фетишиста или некрофила, но когда автор предлагает вам фекалии, завернув их в конфетную обертку- это уже перебор и пошлость.

Говоря о своей уникальности, Набоков любит повторять о том, что он является аполитичным человеком, которому чужды какие-либо кружки, организации, течения и т.п. Он, видимо, забывал, что был одним из самых действенных орудий в руках американских агитаторов и пропагандистов. Набоков для США был прежде всего русским автором. Русский в данном контексте означает не языковую принадлежность, а корни и происхождение автора. Для американцев он был предателем своей родины. Человеком, который променял Россию на США и доволен этим. Даже там, где интервьюер хорошо и лестно отзывается о русской литературе, Набоков сразу же спешит облить ее грязью. Он всячески ругает советский режим, умалчивая о повешенных неграх и антисемитизме в США. Как оказывается на деле, Набоков "аполитичен" лишь в вопросах, касающихся СССР, России и русских. Когда речь идет о США - все прекрасно и чудесно.

Кроме того, по ходу интервью Набоков позволяет себе многочисленные бульварные словечки в отношении писателей, прошедших довольно нелегкий путь и сделавших свою писательскую карьеру с нуля. "Детский" Хемингуэй прошел войну, спасал людей, в отличие от Набокова, который кроме сачка для бабочек, ничего тяжелого в руках не держал. Его не бил по лицу грязный мужик, он не был "униженным и оскорбленным", он не голодал и не знал, что такое пить кипяток вместо чая. Куда уж этим бомжам до вас, Владимир Владимирович, только вы один знали жизнь, а посредственности вроде Камю, Достоевского и Хемингуэя только и умели что нюни распускать. Когда я вижу, как тот или иной русский ругает Набокова, я полностью его понимаю. Русофобия автора сквозит практически во всех интервью. Говоря о русских писателях, он не выбирает выражения, клеймя направо и налево своих же соотечественников. В США Бродскому, Солженицыну и Набокову предоставляли кафедры для лекций не за красивые глаза, а за их антироссийскую позицию. Странно, что "аполитичный" гений-Набоков этого не осознавал. Он-то думал, что американцы позволяют ему читать лекции из-за своей уникальности. Не тут-то было.

P.S.
"Кукурузник"-Фолкнер был далек от набоковских заоблачных виршей. Он не писал о мужиках, лижущих зрачки девочкам. Вместо этого, Фолкнер, будучи белым, писал о черных. Для Набокова права других, особенно каких-то черномазых, были пустяками. Чего терять время на какую-то политику? Лучше бабочек половить, чайка попить, эклеров скушать. Аж тошно иногда становится от речей ВВ. Послушаем музыку.

09:14

Комментарии


Всегда стараюсь отделять личности писателей от их творчества, но с Набоковым не получается)


Это да. Даже Солженицын как-то проскакивает. Набоков же, будто нарочно, своими речами людей против себя настраивает.


Закончил книгу и случайно наткнулся на вашу замечательную рецензию. Не смог пройти мимо.
Суждение — это мыслительный акт, выражающий отношение какого-либо лица к содержанию высказываемой им мысли.
Исходя из этого определения, можно сразу оспорить ваше замечание про навешивание ярлыков и крайнюю субъективность «речей» писателя. Набоков на объективность не претендует, что неоднократно подчёркивает в своих интервью. Он высказывает лишь свои оценочные суждения. Весьма строгие, конечно же.
В галактике Набокова существует только одно яркое и вечное светило – он сам.
Внимательный читатель отметит, что в галактике Набокова существуют как минимум Толстой, Чехов, Пушкин и Джойс. Неплохая компания.
Речи Набокова по поводу творчества русских и иностранных писателей лишены каких-либо вразумительных оценок. Они крайне субъекты и далеки от объективности. Набоков никак не раскрывает скобки, лишь богато навешивая ярлыки «посредственности» писателям мировой литературы.
Скобки Владимир Владимирович детально раскрывает в своих лекциях по русской и зарубежной литературе. Формат журнального интервью для этого не годится. Но даже здесь автор характеризует произведения и писателей: ёмко, но довольно точно.
И все бы ничего, если бы сам Набоков сумел создать произведение, которое хотя бы рядом можно было бы поставить с произведениями Толстого или Достоевского.
Это лишь ваше оценочное суждение, за любовь к которым вы так линчуете Набокова.
"Детский" Хемингуэй прошел войну, спасал людей, в отличие от Набокова, который кроме сачка для бабочек, ничего тяжелого в руках не держал. Его не бил по лицу грязный мужик, он не был "униженным и оскорбленным", он не голодал и не знал, что такое пить кипяток вместо чая.
Здесь вы пытаетесь связать творчество Хемингуэя с его биографией, с личностью автора. Получается скверно. Ведь то, что человек видел ужасы войны или «получал по лицу», автоматически не делает его хорошим писателем. Творчество и личность автора следует разделять – это и является одной из основных мыслей данного сборника. В противном случае, вы рискуете изначально предвзято отнестись к художественному произведению. Кроме того, в одном из заключительных интервью Набоков признаёт, что у Хемингуэя есть и стоящие вещи.
Последним пунктом хочу отметить ваше предложенное заглавие для сборника, а именно - «стремные суждения». Подобным рецензиям тоже можно подобрать подходящий заголовок - «Пошлые суждения». Или «Пошлость суждений».
При всём уважении, книгу вы не поняли. Или изначально не хотели понять. Оставляю надежду, что когда-нибудь вы вернётесь к этому сборнику и посмотрите на автора и его точку зрения под другим углом.