Больше рецензий

23 декабря 2018 г. 09:03

603

4 Алиса в Загробном Мире

Совершенно удивительная книга и совершенно удивительный автор. Вышедшая всего на пару лет раньше "Алисы в Стране Чудес", книга Кингсли вполне может соперничать с ней по градусу странности и доведённого просто до предела чудачества (и, кстати, именно в "Детях вод" появляются выражения "сумасшедший как шляпник" и "усмехаться как чеширский кот"; впрочем, первое можно найти ещё гораздо раньше - у Теккерея). Но, вот задачка: сложно найти человека, который бы не слышал об Алисе и её приключениях - и далеко не только в англоязычном мире. А вот имя Кингсли мало кому знакомо - даже в его родной Британии.

Почему? Давайте разбираться.

Для начала, Льюис Кэрролл родился в семье священника, а вот Чарльз Кингсли не только в такой семье воспитывался, но, покинув Кембридж, стал приходским священником - и отнюдь не только на словах. Всю жизнь он искренне интересовался делами своей паствы, продвигал знания в народ (ну, как знания - что в Библии написано, то и продвигал, этого должно хватить), а в какой-то момент так заинтересовался проблемами рабочего класса и проникся идеями социализма, что чуть не нахватал себе проблем с властями. При этом, Кингсли сложно назвать человеком ограниченным или недалёким - он живо интересовался наукой и даже общался с Дарвином, гармонично совмещая свою веру и теорию эволюции.

"Дети вод" вместили в себя все увлечения Кингсли: стремление преподать детям урок морали (т.н. "Золотое правило" - обращайся с другими, как хотел бы, чтобы обращались с тобой), идеи социализма и проблем рабочих (в книге много внимания уделяется детскому труду и быту бедняков) и, наконец, даже увлечение биологией и дарвинизмом (многочисленные сцены с животными и насекомыми, сцена с гориллообразными людьми, которые пытаются вспомнить, были ли они обезьянами или людьми). Всё бы ничего, но - в отличие от Льюиса Кэрролла и его "Алисы"- тут много, очень много морализма, часто в странном и сомнительном виде (а ещё есть довольно расистские выпады в адрес американцев, темнокожих, евреев и ещё кого-то - в современных изданиях эти моменты быстренько вырезают).

О чём же книжка? О мёртвых детишках, и я не шучу. Бедняжка Том трудился трубочистом и вёл довольно унылую жизнь. Кроме того, он, ясное дело, почти не мылся, не знал никаких молитв и имел смутные представления о благочестивом поведении. Но, к счастью, Том ещё не успел вырасти и совсем погрязнуть в грехах, поэтому, свалившись в пруд, он не отправляется прямиком в ад, а становится, эмммм, водным ребёночком. Ну и тут начинается нескончаемый поток богатейшей фантазии Кингсли. На примере Тома нам покажут все возможные грехи: врать нельзя, обижать других нельзя, воровать нельзя - и прочее. Всё это - через путешествие Тома сначала к морю, потом на волшебный остров детей вод и фей Mrs. Doasyouwouldbedoneby и Mrs. Bedonebyasyoudid (которые и олицетворяют "Золотое правило нравственности", про которое я говорила выше), а потом и вовсе - в конец мира. Всё это сопровождается странными и причудливыми сценами: вот Том обрастает колючками, потому что съел сладости феи не спросив, вот его бывшего хозяина-садиста пытают в каком-то (и это почти Данте) подобии ада, а Том вынужден на это смотреть, а вот Том уже и не водяное дитя, а вроде бы и вырос.

Книге не хватает некой цельности, приключения (если их можно так назвать) сменяют друг друга как в калейдоскопе и местами переходят черту между забавностью и нелепостью. Мораль местами начинает раздражать (кстати, книга напомнила чем-то сказку "Синяя птица", которую я не очень люблю как раз из-за излишнего морализаторства).

И всё же - книга совершенно особенная. Сочный, богатый язык, много любопытных описаний и даже шуток. Не знаю, как это воспринимается в детстве, но во взрослом возрасте - о прочтении не жалею:)

Любопытные факты:

1)именно Кингсли ввёл в обиход слово cuddly - и именно в этой книжке;

2) у Диснея есть две страшно милые короткометражки как раз про Water Babies. С книгой они никак не связаны почти, но визуально смотрятся до сих пор просто волшебно (и это 1935!);

3) эту книгу иллюстрировали многие совершенно замечательные художники, включая Jessie Willcox Smith.