Больше рецензий

20 декабря 2018 г. 16:07

1K

5

Потихоньку продолжаю подчищать то, что осталось не прочитанным у Бальзака. И, ах, что мне попалось за маленькое сокровище!

Крошечная повесть о безуспешном стремлении художника создать идеал, достигнуть новой, ранее никому не дававшейся грани в искусстве (и тут это именно в прямом смысле живописец, но метафору "создателя" можно растянуть и на прочих художников - писателей, поэтов, скульпторов, etc.). Много очень глубоких и очень здравых рассуждений о изобразительном искусстве, о роли зрителя и роли творца. Ну и - печально-забавный финал, показывающий, что не всегда идеал так уж и нужен, иногда можно и нужно остановиться на полпути, а главное - ценить то, что уже имеешь.

Любопытные факты.

Эту новеллу Бальзака крайне любили художники-модернисты, Сезанну принадлежит знаменитая фраза: "Френхофер - это я". Френхофер - вымышленный художник и один из главных героев этой истории. Именно он создаёт "неведомый шедевр", почти десятилетие пытаясь изобразить идеальный женский образ. Однако он настолько увлекается оттенками, полутонами, отблесками света, что в конце концов превращает всё полотно в беспорядочное месиво пятен и мазков. Бальзак заставляет своего героя осознать ошибку и страшно оплакивать её, а вот модернисты (и много кто ещё потом) видели в нём гения, шагнувшего за рамки фигуративного искусства, открывшего новые горизонты в восприятии образа как отражения реальности. В дальнейшем Пикассо напишет свою "Гернику" в доме на улице Великих Августинцев, именно там Бальзак поместил мастерскую одного из героев новеллы. Случайность? Конечно, нет, стоит только вспомнить "Гернику" и образы на ней.

Ещё имеется фильм Жака Риветта "Очаровательная проказница", снятый отчасти по мотивам "Неведомого шедевра" и получивший какое-то сумасшедшее количество всяческих премий и призов. Теперь очень хочу посмотреть.