Больше рецензий

NataliP

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 декабря 2018 г. 23:31

800

4 Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много

Это было совсем другое: настоящее, запутанное, смутное, захватывающее, подлинное, никаких готовых сценариев. Юное, живое, неловкое, как бывает один раз в жизни

Живя среди людей, имея доступ ко всем средствам информации, о детской жестокости в действии я узнала, как ни странно, от Уильяма Голдинга. В своём романе он показал, что случится, если не будет границ, какие инстинкты возобладают над невинными созданиями, если убрать социальные рамки. Но дети взрослеют и приспосабливаются. Им 16, они женского пола и заперты на все замки. Тут Тана Френч открыла для меня еще один секрет: искать убийцу в царстве дезодорантов и блестящих локонов - все равно что шарить в темноте с завязанными глазами. Вероятность ошибки высока, как никогда. Здесь все не то, чем кажется, а мотивы подчас не выдерживают никакой логики. Тут мне вспоминается эпизод из книги, когда ученицы день за днем на дюйм двигают парты к доске, чтоб заставить училку усомниться в собственной вменяемости.

Предпоследний роман из цикла "Дублинский отдел убийств", написанный в далеком 2014г., у нас был переведен совсем недавно.

"Тайное место" - своеобразная доска объявлений, где ученицы частной школы Святой Килды могут размещать информацию, которая их беспокоит, и о которой они не могут молчать. Надо ли говорить, что за достоверность информации никто ответственности не несет, да и не для того эта доска задумана. Но в один из дней на ней появляется фотография убитого год назад воспитаника соседней школы Криса Харпера, на которую наклеены буквы "Я ЗНАЮ, КТО ЕГО УБИЛ". Фотографию приносит в отдел Нераскрытых убийств одна из воспитаниц, Холли Мэкке, и кладет на стол Стивена Мортана.

картинка NataliP

Так начинается роман о тонких механизмах психики, о узах и одиночестве, о поиске рая и возможности жить в нем вечно. Если назвать "Тайное место" детективом, можно лишить его массы достоинств крупной прозы. Все настолько пропитано проблемой взаимоотношений подростков, что убери из книги убийство, она немного потеряла бы. При этом романом взросления книгу назвать не получается - все-таки это детектив, сложносплетенный, упакованный в замкнутое пространство с ограниченным кругом подозреваемых, и основная тема, интересующая всех и каждого в этой книге - КТО УБИЛ КРИСА ХАРПЕРА? Поэтому не будет ошибкой сказать, что Тана Френч написала психологический детектив и даже с элементами мистики. Она приблизила нас к другому восприятию мира вокруг, пронзительному, порой безрассудному.

Роман написан с детальным знанием подростковой психологии даже в самом стиле. Читать обрывистый, полный намеков, текст не всегда просто. Как будто все произошедшее для этих девчонок не столь важно, суть - в месте, найти которое получилось лишь сообща, крепко держась за руки. Здесь не действуют постылые законы, здесь так прекрасно и благодатно, что все остальное кажется фальшивым и низменным. Здесь каждый всемогущ. Он прокурор, судья и адвокат. Конечно, многие, как Стивен Морган, исходят из принципа, что "старый друг заставляет нас застревать в прошлом, лишает возможности стать совершенным", поэтому лучше не заводить привязанностей ни в юности, ни после.

Тана Френч умело препарирует обстановку, соединяя текст в некое смысловое облако, заполняя все щелочки между ужасным и привычным. Вместе с сыщиками мы размышляем о ночи, когда не стало Криса, об орудии убийства, о привидениях в коридорах, при этом замечаем переливы полированного старинного дерева, слышим монотонное пчелиное жужжание за окном, видим сухие семенные шапки в траве по колено, чувствуем запах гиацинтов и жмуримся от пронзительного солнечного света.

Стивен в итоге не смог не признать, что в жизни каждого есть шанс найти тайное место, просто он намеренно этот шанс упустил. А стоило ли? Вопрос. Но однозначно одно - взрослея, человек забывает дорогу, и возврата обратно нет. Былая магия оборачивается в лучшем случае незрелостью, в худшем - страшной ошибкой.

P.S. К недостаткам я бы отнесла слабую проработку некоторых героинь, уж очень бегло они были описаны, а появлялись часто. Плюс к тому много созвучных имен. Образ сыщика раскрылся только ближе к финалу. Ну, и самой интриги не хватило до 5*.

Комментарии


ученицы день за днем на дюйм двигают парты к доске, чтоб заставить училку усомниться в собственной вменяемости

Среди студентов-психологов популярна байка. На лекциях по бихевиоризму студенты договорились:
-- слушать внимательно и кивать, когда лектор двигается к окну;
-- вертеть головами и зевать, когда он идёт от окна.
Говорят, к концу пары лектор залезает на подоконник :)


На лекциях по бихевиоризму...

это только психологам ведомо)
Все-таки студенты - не подростки. Там хоть какая-то логика есть) Например,в целях эксперимента))


Ну да. И не все студенты 16-летние девушки.
И вообще студентом быть намного приятнее, чем подростком. Жизнь разнообразнее и более творческая. Как теперь говорят, креативная :)


Да, прекрасное время! Беспокойное только в всех отношениях. Я закончила институт 10 лет назад, но до сих пор мне снятся сны, что я в институте ищу кого-то или жду кого-то из группы, со школой такая же штука. Но в школе, что забавно, я не с одноклассниками всегда, а со однокурсниками. Вобщем-то, два разных и сильных периода - не отпускают годами