Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

13 декабря 2018 г. 06:56

736

5 Рике и неуютная магия

О некоторых книгах знаешь, что прочтешь, несмотря на подзаголовок "Ведьмовской роман" и аннотацию, обещающую схватку Добра со Злом. Потому что единственный прочитанный у этого автора рассказ ("Когда же тленное сие") , оказался настолько хорош, так восхитительно сложен за внешней гиковой киберпанковостью, что нельзя просто взять и прекратить читать написанное им. Ты о каком авторе говоришь, там Алексей Грашин , а про кошек Алекс Гарр? Это псевдоним, объясняю подробно, потому что в ту же ловушку разума я попадала с "Убыром" Шамиля Идиатуллина, известным читающему народу за авторством Наиля Измайлова. И еще со многими хорошими книгами.

С именами разобрались, двигаемся дальше. Ну. во-первых, это не о кошках. То есть кошки будут, куда без них, но сыграют в повествовании довольно промежуточную роль, хотя сюжет исправно двинут, и даже не одним способом. Если говорить о тех, что в названии, то скорее имеет место метафора киплинговской кошки, которая ходит где вздумается и гуляет сама по себе - больших степеней свободы, но и отторженности от социума того, кто сходит с проторенной дороги в поисках собственного пути. И, вопреки заголовку с аннотацией, это не вполне ведьмовской роман. То есть, и про ведьм тоже, больше того, ни однозначно положительными, ни отрицательными, ни даже нейтральными они не предстанут. А какими? Разными. Мы, люди, разные ведь: добрые, злые, равнодушные в хорошей книге все тоже из переплетения многих нитей.

История девочки-подростка Эрики (Рике) из норвежского городка Тролльхавена, которой по всему быть бы романом взросления на фоне мирных северных ландшафтов, последовательно (нет. крайне непоследовательно, а вообще одновременно) превратится в мистический триллер; остросоциальную прозу, затрагивающую проблему беженцев в Евросоюзе, отношения к ним в приютивших странах, их отношения и степени готовности принять правила новой родины. И это только начало, потому что буквально со старта в повествование вплетутся флешбэки из прошлого Илзе Лунд, наставницы юной Рике, которая три десятка лет назад, работая медсестрой при миссии ООН в африканской стране, стала свидетельницей геноцида одного из национальных меньшинств и сама едва не погибла, и в один из самых страшных моментов невольно прошла магическую инициацию.

Эрике пятнадцать, она живет с отцом, мачехой и младшим братом в маленьком норвежском городке. Мачеха полька (полянка в пространстве книги, Норвегия здесь Норвег, Россия - Осси), так вот, Мачеха Ирма отлично относится к девочке, папа лучший на свете, братишка, хм, таких детей сейчас называют "с особенностями развития". Рос смышленым и резвым, но после несчастного случая два года назад демонстрирует аутическое поведение, скорее даже кататоническое. В остальном все у Рике нормально, подруги, отношения с одноклассниками, игра в школьной гандбольной команде. Если бы только не эти беженцы, которых в последнее время так много в Тролльхавене и окрестностях - сбиваются в подростковые банды, пытаются навязывать свои правила.

Для чего Норвег? Ну, не знаю, возможно автор в детстве любил муми-троллей, Пеппи, Карлсона. А может его не миновала странная скандинавомания, которая и меня года три тому сподвигла прочитать в оригинале "Иерусалим" Сельмы Лагерлёф. Но скорее всего потому, что хорошие истории приходят в мир посредством писательского таланта в таких декорациях и антураже, какие оптимальны для них. Маленькая северная страна, пронизанная древней магией, что по сей день ближе к человеку; и одновременно часть Европы, на материале которой можно наглядно продемонстрировать сегодняшние умонастроения, тенденции, наклонности.

Повесть о дружбе и предательстве сплетется с рассказом о манипуляциях в государственных масштабах и о том, как микронные изменения в настройках пропагандистской машины порождают контролируемую агрессию; как легко государство посредством СМИ делает своих граждан исполнителями самых абсурдных и диких проектов. И еще тут будет о вине, действительной и мнимой; о том, как ошибка из числа тех, какие во множестве совершают все, в некоторых случаях разрастается до космических масштабов, закрывает от человека свет, полностью перекраивает картину мира. Не многовато для подростковой книжки? В самый раз,Тем более, что это не столько "для" , сколько "о", что взрослому человеку почитать никак не зазорно. А что касается плотности текста, насыщенности разнообразными смыслами, множеством внутренних и внешних связей, так эталоном в этом смысле "Остров сокровищ" Стивенсона, каким и по сей день зачитываемся.

Комментарии


Мачеха-полянка -- это круто! Поляне, древляне, смоляне, вятичи, кривичи и ещё кто-то с ними :)))


Омоним не всегда бывает синонимом, а эта деталь - Польша в качестве родины Ирмы, двигает действие, как минимум двумя способами: во-первых, ставший притчей во языцех, польский антисемитизм (первой любовью падчерицы станет еврейский мальчик Симон и это будет первый раз, когда Рике услышит от мачехи неполиткорректное: "С жидом связалась?"); во-вторых, нас, русских, осси в книге (восточный сосед) поляки не любят ведь, а девочка имеет неосторожность поднять голос в защиту Оссии, что идет вразрез с пропагандой, объясняющей, что от нас все беды и больше всего недовольства будет со стороны полянки (польки) Ирмы.


Ё! Жуть какая! У них ещё и Брейвик есть. Вот за кого мачехе надо было выходить замуж :)
Точно не знаю, но мне кажется, нынешний этноним "поляк" всё-таки не обошёлся без тех древних полян. Не то чтобы синонимы, но слова явно родственные.


Если я скажу, что не знаю, кто такой Брейвик. то не сильно упаду в ваших глазах?

Думаю, да. Та Европа. что западнее нас, все-таки и климатом помягче, и под земледелие куда как способнее, а троеполье они там уже в XIII веке начали применять. В то время, как мы, который севернее и восточнее, как есть древляне.


Жуть! Вы не слышали про придурка, который убил 77 человек на острове Утойя???


А-а, так это в книге он появляется, там неонацист с идеями чистоты крови, за освобождение которого ратуют объединенные общей ненавистью к "шарианам" (беженцам) и осси (русским, сталбыть) новые норвегские чернорубашечники.
Вот вы сказали и связалось, что-то краем уха слышала, а так и не связалось бы.


Да, это, вероятно, "герой", подсказанный Брейвиком.
Я чуть было не прочитал манифест этого Брейвика. Целый политологический труд с нацистским привкусом. 150 страниц по-английски. С картинками, хотя книга не очень похожа на детскую. Какая-то коммунистическая символика, хотя автор явно не имеет отношения к коммунизму.
Почитал немного тут, немного там... Решил ограничиться на первое время просмотром картинок.
В общем, хрень какая-то, не рекомендую :)))


Ну, у меня к разного рода майнкампфам конституциональная непереносимость.


Это мудро.
Они нам могут так забить баки, что потом в себя не придёшь :)


Знаете. мне кажется, что это не славянское по определению. В наших палестинах любой гей-славянизм вызывает жалость или нездоровый смех.


Гей-славянизм... слово какое забавное :)))
Думаю, все нынешние славянизмы -- недавнее идеологическое изобретение. Ну или почти все.
Например, запросите поиск фразы "славянский гороскоп". Кроме смеха, результаты ничего не вызывают. А куча людей относится к этому вполне серьёзно.
Главное, конечно, чтобы им нравилось. Боюсь только, это может породить какого-нибудь ненормального Брейвика. Впрочем, ненормального может породить что угодно, вплоть до физики или филологии.


Согласна с вами. "Гей-славяне" уже у Ильфа с Петровым появляются в таком окарикатуренном виде в связи с каким-то уродливым шкафом.

Потом у Аксенова в "Острове Крыме" чрезвычайно несимпатичный типчик, который все зазывает Лучникова в ряды истинно-русских.

"Санькя" Прилепина пример где-то даже симпатичного героя, который пытается что-то вразумительное построить на такого рода основе и приходит к краху.


Сейчас слово воспринимается совершенно не так, как во времена Ильфа с Петровым :)))
"Остров Крым" читал, но совсем не помню. Прилепина не читал и не буду. Он мне кажется патриотически ушибленным :)


Ото да - про слово.

Прилепин совсем не мой, но читала я его много, потому что начать знакомство довелось "Обителью", а это великая книга. вот мое впечатление и оно нисколько не обесценилось за три с половиной года и полдюжины достаточно скромных достоинств книг, которые прочитала у него после.


Да не хочу я читать Прилепина даже несмотря на все его астрологические достоинства :)))


Не читайте.
А астрологических достоинств у него не больше. чем у вас или у меня. Мне удобно смотреть на человека сквозь увеличительное стекло астрологии и в этой возможности немалая часть уникальности моего читательского таланта.


Вашего читательского гения ;)


— Я не буду с тобой спорить, старый софист, — ответил Левий Матвей