Больше рецензий

12 декабря 2018 г. 11:04

448

3

Очень сложно найти исторический роман (повесть, пьесу) о событиях, разворачивающихся в Великобритании или Франции, чтобы там не возникло хотя бы мимолетное упоминание взаимных обид, непониманий, разногласий между двумя нациями. Поскольку я довольно много читаю художественную литературу британских авторов и значительно меньше, но все-таки иногда - французских, мне показалось полезным получить более полное представление о масштабной картине под названием "Почему англичане и французы так любят ненавидеть друг-друга". И вроде бы Стефан Кларк рисует именно такое полотно, обильно используя многочисленные документы и исторические свидетельства с обеих сторон. Если бы не одно "но" - Кларк почему-то решил, что в палитру нужно добавить изрядную долю знаменитого английского юмора. И вот тут, на мой взгляд, он очень серьезно просчитался.

В том, что касается литературы и кинематографа, то я скорее англофил, но в вопросах англо-французской взаимной политики и истории придерживаюсь абсолютного нейтралитета. И даже при таком подходе при чтении этой книги мне довольно часто было обидно за французов. Почему-то автору недостаточно было указать на ошибки и промахи французских политиков и прочих вершителей истории, ему захотелось еще и посмеяться над ними. Странный подход к историческому нон-фикшену выбирает писатель, который заверяет, что очень любит Францию и французов. Да, я знаю, что существует такая категория закадычных друзей, которые всегда готовы во всеуслышание объявить, что у их френда/ами "ширинка не застегнута, ха-ха", и все это исключительно от большой любви к упомянутому френду/ами и под давлением не знающего границ приличий чувства юмора. Но говоря о взаимных национальных обидах (при этом признавая, что даже самые старые до сих пор живы и колются) - это не лучший повод для демонстрации своего умения иронизировать. Тут даже эмотикон с табличкой "сарказм" не поможет, все равно появятся новые обиды, несмотря на то, что с фактической точки зрения автор может писать абсолютную правду (насколько это вообще возможно при описании исторических событий).

Из положительных моментов: несмотря на то, что картина получилась местами излишне гротескная, она все-таки интересна своим набором фактов и деталей (если не их оценкой). Отсюда можно плясать к более серьезной литературе по той или иной исторической эпохе или событию.

Прочитано в рамках игр "Охота на снаркомонов", "Собери их всех!" и "Школьная вселенная"