Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

10 декабря 2018 г. 15:46

1K

4.5 Служение не терпит суеты?

Его светлость - джентльмен. С этого все и пошло.

Со времён похождений Дживса и Вустера мы подозревали, что главные джентльмены в Великобритании - это не столько лорды и прочие наследники громких титулов, сколько их дворецкие, сохраняющие невозмутимость даже в самых нелепых ситуациях и, более того, способные элегантно из них выпутаться.
А вот что мы не слишком подозревали (по крайней мере, я точно), так это что известный детективный роман "Коронация" окажется, конечно, не плагиатом, но крепким таким заимствованием по части фокала рассказчика.

В "Остатке дня" повествование ведется от лица представителя вымирающего вида истинных английских дворецких. Некто Стивенс (имени его мы так и не узнаем) больше 30 лет прослужил в родовом поместье лорда Дарлингтона - человека настолько близкого к политическим судьбам страны, что его вполне правомерно сравнивают с частичкой ступицы колеса, на которой крутится весь мир. После смерти хозяина поместье покупает американский богатей по фамилии Фаррадей, с которым Стивенс с трудом находит общий язык, слишком уж разные культуры и воспитание. То, что нашему дворецкому представляется весьма досадной оплошностью (например, плохо начищенное столовое серебро), новый владелец дома даже не замечает, зато неукоснительное соблюдение дворецким неписанных правил дома (нежелание рассказывать о прошлых хозяевах вплоть до полного их отрицания) подставляет Фаррадея и приводит к серьезным репутационным потерям.
Обстановка в доме становится несколько натянутой, и тут как нельзя кстати подворачивается письмо бывшей экономки мисс Кентон и долгая отлучка хозяина. Первая собралась уходить от мужа и, кажется, была бы рада вернуться на прежнюю работу. Второй от всей своей разухабистой американской души щедро предлагает Стивенсу взять отпуск и куда-нибудь прокатиться на хозяйской машине.

Так начинается шестидневное путешествие героя по Англии, а вместе с ним и долгий путь воспоминаний о том, что происходило в Дарлингтон-холле все годы, что он там служил.
История, надо сказать, получилась слегка затянутая и довольно грустная. Постепенно мы понимаем, что Стивенс настолько увлечен служением своему лорду, что совершенно утратил за этим занятием собственное "я".

спойлер
Он бесконечно идеализирует хозяина, сглаживая все его недостатки и оправдывая многие промахи, включая подозрительность по отношению к евреям и доверие к нацистам.
Он совершенно не замечает любовь живущей с ним рядом женщины и тем самым упускает единственный, пожалуй, шанс завести собственную семью.
Он разносит бокалы и провожает джентльменов в курительную комнату, пока наверху, в каморке под крышей, умирает его отец.
Да что там, он даже напрочь разучился нормально разговаривать с собственным отцом, с трудом выдавливая из себя при встрече дежурные фразы и косноязычно именуя его в диалоге в третьем лице, "папенькой" (справедливости ради, его отец, тоже будучи образцовым дворецким, откалывает не менее странные номера в духе повиновения и растворения в собственной должности).
свернуть

Ближе к финалу в какой-то момент начинает казаться, что вот сейчас Стивенс всё осознает и взвоет от горечи на фоне упущенных возможностей и жалкого "остатка дня", к которому он подошел совершенно пустым, без нормального человеческого багажа и с неприятно серыми, с обывательской точки зрения, перспективами.
Однако идеальный дворецкий всегда держится прямо и гордо. Минутная слабость легко уступает место боевому настрою. Совсем скоро Стивенс вернется к работе и продолжит служить новому хозяину, хотя и будет сожалеть о том, что уважать его, как прежнего, уже не получится.

Это печальная, но очень человечная история о том, что все мы привыкли передоверять принятие серьезных решений тем, кому мы верим, и прятаться от мира за чем-то в нашем понимании стоящим. Вот только не все проделывают это с таким изяществом и естественным полным погружением, как герой "Остатка дня".
Стивенса в итоге, несмотря на его неудавшуюся со всеобщей точки зрения жизнь, совершенно не жалко. Его принципы хочется не принимать, но уважать. И разве не это служит лучшим подтверждением того самого "достоинства", в погоне за которым они с его отцом провели всю свою жизнь?
И не случайно, по-моему, что "самый английский роман современности" написан японцем по происхождению. Кому, как не представителю нации самураев, лучше всех понимать истинный смысл служения, его внутреннее обоснование, предназначение и жертвы, на которые приходится идти ради него.

Великие дворецкие тем и велики, что способны сживаться со своим профессиональным лицом, срастаться с ним намертво

Приятного вам шелеста страниц!