Больше рецензий

Suharewskaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 декабря 2018 г. 10:44

858

5 Чехов ...это наше всё.

Почему в депрессивном состоянии нам хочется открыть и перечитать Чехова?
Так ставит вопрос Дмитрий Быков.
Действительно-почему-я-прочитав в юности всего Чехова в домашней библиотеке по несколько раз-а всё остальное по одному разу или вообще не читала?
Всегда задавалась этим вопросом и эта лекция даёт ответы на многое.
Толстой читается в состоянии силы. Достоевский-в состоянии Раскольникова, т. е. крайнего отчаяния( не дай бог), что является состоянием действенным, активным.
А в состоянии нежелания жить, апатии- Чехов-как примирение с окружающей действительностью.
И ведь правда.
Множество тонких, остроумных и глубоких мыслей о Чехове. Много развенчанных мифов.

О пошлости.
Самое загадочное русское слово. Быков приводит несколько интересных интерпретаций.
Среди них- «желание воспарить без достаточных для этого оснований».У Чехова... понятие пошлости связано с «несоответствием слов говорящего и его образа». Проще говоря-если ты такой умный-почему ты так гнусно живёшь?

О вере.
Очень пронзительно, в некотором роде откровение для меня. Чехов не религиозен в общепринятом смысле. Его мир устроен не по нравственным или логическим законам-а по некому музыкальному, эстетическому закону. Его вера-над или около традиционной молитвы. «Ванька»-в этом смысле самый религиозный рассказ. Письмо «на деревню дедушке»-как образ молитвы. Дом дедушки с мурлыкающим у печки котом символизирует идеальный мир. «Милый дедушка, забери ты меня отсюда»-единственная просьба-молитва, которая непременно сбудется.

О доме.
Это тема практически отсутствует у Чехова. Дом- как образ «убогой лживой низкопотолочной сплющенной жизни».Как антагонизм- «Степь»-считается одним из сильнейших чеховских произведений. Бегство в бескрайние просторы- от душности дома и семейной жизни. Рассказ «Крыжовник»- воплощение пошлости, рутинности, скудости человеческого бытия. Я тоже давно замечала у Чехова это неприятие семьи и брака. Ярко отражено в «Учителе словесности»:

 "Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины... Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!"

Это и о пошлости, и о семье, и о пространстве.

О драматургии.
Почему так много постановок Чехова? На этот вопрос Быков резонно отвечает- а кого?? это как если спросить- «А почему Россия так много торгует нефтью?»
Большинство спектаклей по чеховским мотивам Быков считает не то чтобы неудачными- но в этом он не видит Чехова. Вопрос, я считаю, непростой и бесконечно субъективный.
Интересным мне показалось другое- все пьесы Чехова обозначены по жанру-комедия. Почему?
А это как moderato в музыкальном произведении, -объясняет Быков со слов своего умного ученика. Примечание для господ актёров. Играть как комедию-получится трагически, а если играть как лирическое произведение- будет смешно.

О Шарлотте.
Где автопортрет Чехова в его пьесах? Версии- Лопахин, Раневская -Быков отвергает. Он видит Чехова в Шарлотте. Эксцентричная гувернантка без роду-племени. Совершенно чужая им и всему миру. В её речи Быков слышит ту самую настоящую чеховскую интонацию.

О России и «Палате №6»
В этом произведении (русофобском-язвит Быков) «упакована вся Россия». Мы видим там чиновника, врача, интеллигента, мужика и власть (сторож Никитка с палкой). Не следует забывать, что мир не ограничивается палатой №6.

И снова (как и в лекции о Маяковском) Быков говорит об эволюции человечества, предтеча которой такие личности как Чехов. Неприятие рутины, пошлости, любых устоявшихся форм жизни- знак того, что человечеству пора-пора делать серьёзный шаг в своём развитии.
Иначе-нашим уделом навсегда останется … «крыжовник».