Больше рецензий

Kelderek

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2018 г. 18:34

3K

4 У конца времен

Мы живем в тяжелые времена. Можно сказать, последние. Хотя так было всегда. Ощущение конца - полезное ощущение, оно избавляет от верхоглядства и заставляет смотреть на окружающее без модных ныне розовых очков. Тибор Фишер, с большим цинизмом, сарказмом и иронией рисует картину нынешнего, бог весть какого уже по счету, увядания цивилизации - самой бесполезной и ненужной штуки, изобретенной с какого-то перепугу человечеством.

В поле зрения как нечто традиционное для литературы («все мерзостно, что вижу я вокруг»), так и новое небывалое – раковая опухоль новых технологий пожирает все подряд.

Интернет убил видеозвезду.

Весь роман – воспоминания и размышления киношника-документалиста Бакстера Стоуна, выдержанные в духе знаменитого тезиса старухи Шапокляк «Хорошими делами прославиться нельзя». При этом настроение минорное, а не задорное, как у советской пенсионерки. Собственно, герой так и не прославился, из чего нетрудно сделать вывод, что человек он все-таки неплохой.

Привычные сетования на хаотизм человеческой натуры, на то, что чудики и чудаки уходят, а фрики остаются, перемежаются брюзжанием по поводу современных технологий, обессмысливающих всякое творчество, возвещающих эпоху бедности для вчерашних правителей мира (раньше ТВ было богом, а теперь?).

Пара коллег по киношному ремеслу, Бакстер и Семтекс, подобны Дон Кихоту и Санчо Панса наших дней. Их скитания по съемочным площадкам с камерой наперевес кажутся столь же безнадежными и печальными.

Один из главных вопросов книги – способен ли человек меняться? И да, и нет. В какой-то мере эта способность является признаком человечности. Зло остается статичным, неизменным. У глупости, жадности, подлости, нет пространства для роста, разве что в количественном отношении. А люди, да, они меняются.

«Как править миром» - странный роман, в котором много разочарованного ворчания и горького цинизма. Книга с хорошим размахом, но ударом не в полную силу. История современного мира в какой-то момент сжимается в нем до рассказа о похождениях режиссера-неудачника. Роман с самого начала обещал читателю нечто большее, чем анекдоты из жизни создателей документальных программ и фильмов. Мир все-таки шире и интереснее индивидуальной судьбы, пусть она и типична для человечества стоящего, как всегда, у конца времен.

Жесткий переплет