Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2011 г. 10:56

3K

5

Непростая книга, знаковая. Лекарство от наивности, прививка от аполитичности. Эту книгу мне нужно было прочитать. А покупала я ее для супруга. Он не нашел в себе сил дочитать до конца. Я прошла этот непростой путь. Читать было непросто, мечтами даже сложно. Эмпатия (погружение в позицию другого человека) становилась невыносимой, я понимала, что еще чуть-чуть и полностью разочаруюсь в своей профессии (экономист, менеджер). Нет, книга не предлагает каких-то дешевых сенсационных доносов, по сути, все в ней топчется вокруг того, что становится ясным уже после 1/3. Но такие вещи важно знать и понимать. Я могла бы сказать, что такие вещи важно знать и понимать любому человеку планеты Земля, но это однозначно уж слишком. Многие, далекие от экономики и корпоративного бизнеса, люди это поняли по наитию, и они скажут, что книга отстала от скорости их мысли и понимания лет на 5 или более. Другие, умудренные знаниями в специальной области, скажут, что не согласны с идеями автора. НЕ исключаю, что некоторой части общества она вообще покажется невероятно неинтересной и даже скучной. Но мне эту книгу прочесть было нужно. И я найду и прочту следующую работу Джона Перкинса, да и недавно совсем вышло его видение краха финансовых рынков. Это я тоже хочу у него прочесть.
Стиль и сюжет в подобных книгах мне видятся не особо значимыми, вы уж прочтите мне мою темноту и невежество в этом вопросе. Здесь для меня важнее были мысли очевидца, вкрапленные в канву описания им реальных исторических фактов. Новейшая история США во взаимоотношениях с МРС (менее развитыми странами - сокращение, использованное в книге), история этих самых МРС Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. О России там практически ничего нет, не ожидайте. Россия упоминается еще как СССР, коммунистическая зараза и угроза (почти дословно по тексту). Я выросла в 80-е и 90-е. И хоть и была несмышленым ребенком многое из описанного в книге слышала. Имена, события. Джон Перкинс прав, что то, что родилось у него в муках при написании этой исповеди (он раскрыл собственную неприглядную роль в этих процессах), сегодня можно увидеть в прессе, но вскользь, я вот даже внимания на такие знаки не обращала до прочтения этой книги. Связь США с Аль-Каидой, причины террористических актов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, гигантские американские ТНК (транснациональные корпорации), распустившие свои щупальца по всему миру с целью вытянуть соки для развития экономики одного государства, обогащение части богатейшего населения мира за счет беднейшего, гигантский внешний долг США, одной из богатейших мировых держав, грозящий стать проблемой для всей мировой экономики и т.д., и т.п. Не хочется раскрывать все карты, вдруг кто-то решиться прочесть книгу.
Почему я сказала, что чуть не разочаровалась в профессии? Я вообще давно и много об этом думаю. Политика, завязанная на экономике, потому как экономика = нефть и углеводороды = деньги. А политика и нужна для того, чтобы подобраться поближе к деньгам. Каждый, кто сегодня участвует в обосновании актуальности экономического роста, маленькой (а иногда и весьма внушительной) лопаткой роет могилу человечеству, в которую оно с радостью и гиканьем ухается. О, я слишком далеко зашла. Все равно спорить по этому поводу мне не хочется, говорю сразу. Мне еще о многом нужно подумать.

Ветка комментариев


Я не думаю, что исходный посыл фразы "Всё чего достигла цивилизация англо-саксов, всё создано на потреблении" - верен. Процесс развития цивилизации(ий) очень длительный, а идеи потребления, в своём нынешнем виде, вызрели сравнительно недавно, и уже на почве Нового Света. Мне сложно сказать уверенно, но думаю, что этим идеям около ста лет, в то время как даже известная нам история человечества насчитывает более 5 тысяч лет. Другое дело, что мирового могущества в данный момент времени достиг именно Новый Свет, одновременно являясь носителем своих идей, что естественно (как говорится у Пелевина в "Generation П", "за бабками не могут стоять только бабки"), и тут да, временно идеи потребления достигли мирового господства, я даже сложила такой слоган: "Все мы, деточка, немного американцы".


Подумала ещё немного, наверное, всё-таки современным этим потребительским идеям меньше ста лет. Вот тут не могу определённо сказать, не хватает знания конкретных фактов. Где-то слышала, что целом идеи сформировались в семидесятых годах прошлого века... в целом похоже на то, хотя зрели они, наверное, раньше. Да, и чтобы не было путаницы, надо просто определиться с понятиями потребления. Тут я тоже не специалист, чтобы дать точное определение, но скорее всего, тут должно быть много общего с определениями постиндустриальной эпохи.


Нет. То, что нам тут пытаются рассказать, было всегда. С того момента, как человек начал что-то производить помимо удовлетворения своих личных нужд. С того момента, как у кого-то стало средств больше, чем ему нужно. Нас пытаются убедить, что потребить/купить больше, чем нужно - это плохо. Те люди пытаются сказать нам, что мы должны согласовывать свой выбор с Их моральными законами, у нас свободная страна, почему кто-то считает, что мои книги, которые я, допустим, не почитал, но они у меня есть в библиотеке, что на этом сайте вполне нормально и законно, и я ни разу не встретил осуждение этого, что печати и прочие фишки обладания и присвоения - являются злом.
Финал книги меня просто посмешил: уменьшите потребление - откажитесь от компаний. Это же ерунда. Вот возьмём нож, им можно убить и можно порезать хлебушек к обеду, таким образом мы должны признать, что нож - это плохо. Так что компании сами по себе это не плохо и не хорошо. Так же и тут. Потребление (в любых количествах) это не плохо и не хорошо. Для наглядности ещё один пример: можно взять и выдернуть один гриб, ради того, чтобы выжить, но при этом сделать это так, что потом уже не вырастет на его месте новый (пример из школы), а можно 100 грибов срезать так, что через года 3-4 там вырастет новый, и всё будет хорошо. Шопоголики говорите, считайте это страстью, любовь - это та же страсть, вы же не считаете, что это плохо. Есть разные потребности, я могу любить книги и коллекционировать их, возможно, я даже никогда их не открою, но тем самым я удовлетворю свои потребности. Буду радоваться. А кому-то в мире будет не хватать того, что есть у меня и мне не особо нужно (я не читаю). Так вот в чем мораль считать себя угнетателем тех, кто не смог добиться того (той библиотеки), что я добился.


И тем не менее, в мире есть альтернативное направление, условно назовём его "европейским", когда люди совершенно сознательно не хотят участвовать в потреблении ради потребления. Кстати, такой подход вовсе не подразумевает откат в развитии, наоборот, он требует развития технологий, просто в определённом направлении, с определёнными идеями.


"Потребление ради потребления" т.е. просто так, назовём это. Но, просто так ничего не бывает, как можно этого не понимать!?


Ещё как бывает! :)) Тут и понимать нечего, особенно когда воочию видишь. Как у Пелевина в "Чапаеве", когда Петька хочет подловить его и спрашивает, мол, вот Вы, Василий Иванович, лошадь расчёсываете, а где она находится? - Как где? Вот она.
Так же и тут.


Ну, конечно, не всё, но и понимать это так буквально... не стоит. Не хотелось бы акцентироваться на вопросе когда это случилось, не важно, важно что сейчас. И важно понимать, что это нормально.


Я думаю как раз, что тут надо разделять понятия: что мы имеем - это одно, а вот как к этому относиться - это другое. И Свобода Выбора как раз в том и состоит, что каждый имеет право выбирать, как к этому относиться. Поэтому опять, посыл о том, что нормально это или нет, он не является абсолютным.


Хорошо, почему нужно плохо относиться (вы же ненавидите потребление)? Или вы предлагаете снизойти до: я так хочу и это мой выбор.


Любое отношение есть отношение, и не надо за этим ничего искать другое. Да, лично я ненавижу эту идеологию, этот стиль жизни, и не я одна, практически все мои друзья (очень разных национальностей и культур) разделяют похожие взгляды. Это если говорить о личном отношении.


Отношение/выбор основанное(ый) на домыслах - это же неправильное отношение. Я не могу с этим согласиться. Вы не отдаёте себе отчет о последствиях такой идеологии.


Ну да, вместе с добрым большинством населения Европы и даже довольно приличной частью думающих людей остального мира, включая Америку. :))
Впрочем, дело даже не в этом. Мы съехали с аргументированного разговора в дебри недопонимания.
Я всё-таки решила обозначить свою позицию, хотя это уже сильно отходит от темы книжного сообщества, но если поглядеть с другой стороны, то не очень. ;) Я очень не хочу переходить на некоторые личные вещи при обсуждении чего-либо на этом ресурсе, поэтому просто дам ссылку на ролик, с основной идеей которого я полностью согласна, в большой степени разделяю взгляды этих людей:
http://www.storyofstuff.com/international/


Там особенно хорош кусочек про радиоприёмник и далее, это примерно с середины ролика, всё очень наглядно, и именно это то, что я называю потреблением ради потребления.


Всё и так понятно к чему это, я выше уже про это писал. С середины, а там возможно перемотать? Нет?


Возможно. Надо нажать на среднюю картинку.


Вы одновременно не хотите в каменный век, но согласны с этим "промывом мозгов". Определитесь.


Речь не обо мне, а о порядке вещей. Я человек науки, и для меня важно разделять то, что есть на самом деле от того, как я к этому отношусь. Порядок вещей такой, что ради того, чтобы, например, очень небольшая часть мира могла покупать в сущности ненужные ей вещи (грубо говоря, мусор) в большом количестве, другая часть мира тяжело работает и живёт в нищете, в плохих условиях и т.д. Ну а как ко всему этому относиться, это уже каждый для себя сам выбирает.


Я с этого и начал, с цивилизации. Ваш порядок вещей это лучшее, что можно предложить человечеству. Осуждать то, что даёт больше, чем вы это себе представляете, это нелепость и заблуждение.
Как можно относиться к этому с презрением находясь при этом винтиком этой машины? да, вы можете к этому по разному относиться, можете ненавидеть, но при этом будите потреблять, потреблять, потреблять...
Либо натур хоз-во, либо завяжите поясочки и вперёд. Есть другой выход? Рад буду услышать.
Ещё раз основную идею: то, что предложено в книге: отказаться от услуг компаний, уменьшить потребление - это опиум обиженным.


За книгу говорить не могу, её не читала. А так, в жизни, так много что делается, глупо говорить, что раз человек и так помрёт, так пусть и не лечит свою болезнь. Во многих европейских странах люди стараются покупать своё, например, во Франции местная клубника, хотя и стоит дороже немного, чем испанская, но во-первых, люди покупают из чувства солидарности со своими фермерами, во-вторых, местная и правда вкуснее, её везут ближе, воду они очень экономят, равно как и газ, например, налоги платят большие... многие даже совсем простые люди презирают всякий ненужный вещизм и стараются покупать только необходимое, по возможности, добротного качества. Про Францию говорю, потому что лучше её знаю, быт очень сильно отличается от американского. Это так, быт, но он тоже важен. Всякие солнечные батареи, ветряки, электромобили - всё это технологии будущего, которые уже сейчас работают по-тихоньку. Выход есть. Добровольное самоограничение, по-тихоньку, но работает. Ещё очень мне близки разработки технологий, когда, например, европейская компания, вместо того, чтобы выносить грязное производство в страны третьего мира, у себя на родине создаёт хорошие технологии, по возможности чистые, соответствующие высоким экологическим стандартам, и занимается производством сама, одновременно обеспечивая рабочие места, проводя собственные научные исследования и тем самым совершенствуя своё производство.

Там, где жизнь зажимает сильнее, там сильнее работает, там, где не зажимает, работает меньше, но тоже многие стараются головой жить. Расплачивается Европа за порядок вещей тоже прилично, это - мигранты, дети которых часто оседают на шее общества балластом, расплачиваются ещё много чем, более неприятными вещами, и не только Европа, конечно. Кризис - это тоже расплата.

PS. Я по некоторым соображениям личного характера готова заниматься этой гимнастикой ума ещё долго, у меня сейчас такой период в жизни (однако по принципиальным соображениям я не люблю распространяться на личные обстоятельства, злоупотреблять личным опытом и т.д., лучше всего в книжном сообществе, конечно, аргументировать цитатами из книг, общими соображениями и т.д., без привлечения, по-возможности, личного).

:) Но неудобно уже на чужой территории. Всё понятно на самом деле, все позиции высказаны вроде бы, дальше будем только повторяться, похоже.