Больше рецензий

lavdiasmylove

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 декабря 2018 г. 01:08

1K

3.5 Превосходнейшая рецензия о романе "Хулио Хуренито..." в четырех разделах с чрезвычайным остроумием и демонстрацией собственной эрудиции автора рецензии посредством избрания той фельетонной формы, в коей роман Эренбурга был написан, а также различные суждения автора о многих и многих интереснейших и существенных предметах.

картинка lavdiasmylove

Раздел первый. Несколько суждений об уместности избираемых формулировок. Декламация стихов Белого. О пророках и пророчествах.

Приступая к описанию разнообразных впечатлений, рожденных книгой Эренбурга "Необычайные похождения Хулио Хуренито...", чрезвычайно трудно отказываться от упоминания пророческого характера книги, который, разумеется, имеет место быть. Однако же отказаться от упоминания о нем все же стоит, хотя уже дважды этот пророческий характер и был упомянут. Почему же стоит все-таки его не упоминать? В основном по той простой причине, что пророчество, пускай весьма точное, рискует заслонить собой все прочие достоинства книги по причине своей несомненной яркости. И, говоря о пророках от литературы, не следует забывать, что пророчества их все же не являются, как правило, конечной целью сочинения, а возникают из-за того, что крупный художник является в том числе и своеобразным транслятором неких мысленных субстанций, витающих в воздухе и предвещающих нечто грядущее. Писал ли великий художник Андрей Белый свое "Первое свидание" лишь с целью предсказания атомного ужаса? Нет. Однако и у него читаем страшные строки:

Мир - рвался в опытах Кюри
Атомной, лопнувшею бомбой
На электронные струи
Невоплощенной гекатомбой...

1921 год, друзья. "Хуренито" - 1922. Да, оба эти текста - пророчества. Но не в этом их главная сила.

Раздел второй. Недомолвки, касающиеся интертекстуальности. Достаточно опасное заявление о природе сатиры.

Куда проще отказаться от упоминания тех фактов, на какие тексты (в частности - на какие две книги) повлиял "Хуренито". Проще потому, то заострение внимания на этом влиянии все же несколько преуменьшает роль романа Эренбурга. Все же он не был написан исключительно для того, чтобы впоследствии были написаны другие вещи - вероятно, более удачные, так как созданы были с опорой на роман-предшественник. "Хуренито" - текст достаточно самобытный и самостоятельный, так что говорить уместнее о том, на какую книгу опирался сам Эренбург. А опирался он, как мне думается, на две традиции, порожденные двумя великими книгами - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле и, конечно, Святое Евангелие . И выбраны были эти две традиции для того, чтобы на их основе создать горькую сатиру на окружающую художника действительность. Сатиру именно "горькую", поскольку - и в этом я убежден - основное свойство великих сатирических текстов, переживающих свое время, заключается в том, что они не смешные.

Раздел третий. Мучительные поиски Героя, которые в итоге увенчались - и вместе с тем не увенчались - успехом.

Кто главный герой в романе "Хулио Хуренито"? Естественно, задавая этот вопрос, мы сразу же отметаем версию, что главным героем является тот, чье имя первым вынесено в заглавие. Сам Учитель, как называет его Илья Эренбург (герой, но не автор), или Хозяин, как называет его, в свою очередь, Айша, рассыпается в тексте романа на мелкие кусочки, каждый из которых - это другой персонаж: мессия атомного века, дьявол, провокатор, мелкий жулик и т. д., и т. п., ect, и иже с ними. Настоящий, живой Хуренито - это человек, уходящий по пустынной улице в новых сапогах навстречу смерти. Все остальное - это нечто витальное, это обрывки проповедей, декретов, писем, наставлений, остроумных диалогов. Это сам текст, сама книга. Поэма без героя. Или нет?
Есть, конечно, определенное искушение называть героем романа сам XX век, тезку Хуренито (инициалы: ХаХа) - искушение не беспочвенное, однако все же искушение, поскольку XX век - не артист, а сцена, пускай и затмевающая собой артиста, запутавшегося в занавесе и падающего в будку суфлера, в которой, однако, пусто. XX век в романе - гигантский плавильный котел, в который горстями засыпают людей, растворяющихся, как кристаллы соли, в бульоне идеологий и убеждений. Теперь только "Мы" - и никакого "Я"! Отыскать героя в этой мешанине еще сложнее, ведь Новейшее Время убивает личность. В этом времени человек может быть эсером, большевиком, капиталистом, нацистом - кем угодно, только не собой. XX век убивает личность ворохом убеждений. И только те, кто умудряется оставаться без убеждений - выживают. Это и есть герой романа - Некто без убеждений. Растворенный в тексте, как Хуренито, потому что только выжить и пережить атомный век можно только распавшись на атомы.

Раздел четвертый и, по всей видимости, ненужный.

Вот потому эта книжка и не так уж смешна, вот поэтому она написана достаточно тяжеловесным слогом, который очень трудно как-то охарактеризовать, пот почему в жилах героев Эренбурга текут чернила, а не кровь, - потому что роман о Хулио Хуренито говорит о том, как страшно и невыносимо сложно оставаться личностью в сложно организованном новом мире. Страшно обувать свои лучшие сапоги перед выходом на темную и безлюдную улицу, страшно, но нужно. В одном XX век нам помог - тяжелый крест и жалящий венец можно заменить удобной и красивой обувью.