Больше рецензий

3 декабря 2018 г. 18:32

3K

5 Time waits for no one

and he won't wait for me

Чтобы по достоинству оценить эту книгу, надо быть настоящим музыкальным задротом.
Постмодернистские романы чем хороши: возьмём, к примеру, «Имя розы» Умберто Эко . С одной стороны, захватывающий детектив. С другой — роман исторический. И лишь следующая ступень открывает постмодернистическое полотно.

Так и «Время смеется последним» можно рассмотреть как ироничный роман с почти что уэлшевскими персонажами. А можно копать дальше и увидеть в нём психологический уровень, с поисками утраченного времени и невозможностью повернуть это время вспять. Ну и ещё выше открывается гипертекстуальный пласт, всякие отсылки к клёвым песням и прочее. Даже одна из глав от лица девочки-подростка представлена как... презентация в Power Point. Кстати, самая насыщенная песнями глава.

Книга Дженнифер Иган, кстати, охватывает ближайшее будущее, довольно забавное и, опять же, связанное с музыкой:

За пятнадцатилетней войной последовал демографический взрыв, и дети не только возродили практически сдохший музыкальный бизнес, но и оказались в нём главными судьями.

951033 , когда советовал книгу, сказал про неё: "Роман, состоящий из рассказов о совершенно разных людях. Но тем не менее складывающихся в роман, написанный как музыкальный альбом: со стороной А и со стороной В. Каждый рассказ - это песня, у автора - своя, у читателя - своя. И читательский выбор играет решающее значение: то, как ОН будет слышать книгу, а не как слышал её автор. Интересно, какой у тебя в итоге получится альбом."
Я вот не могу особо выделить какую-то из глав, как самую запоминающуюся, это ли не говорит о том, что как и все песни на альбоме, так и весь роман в целом — прекрасен? Каждая глава связана с предыдущей лейтмотивом, и после каждой хочется сказать: «Постой! Не заканчивайся, я хочу знать, что там дальше произошло», но игла уже нащупала следующий трек, погружая в мелодию новой истории. Подозрительно похоже на «Если однажды зимней ночью путник...» Итало Кальвино

В конце романа толпа людей ловит кайф под незамысловатые песни старины Скотти. Было ли со мной такое? Возможно, как-то раз, будучи совершенно трезвой, я «улетела» на концерте Swans, просто стояла, слушала, и вдруг земля стала уходить из-под ног. Хотя здесь, думаю, есть то, что и объясняет отчасти название романа: ты можешь прожить бурную жизнь, наплодить детей, внуков, правнуков, превратиться в старую сентиментальную развалину, и вернуться в своё бурное прошлое сможешь только услышав песни, которые когда-то проживали эту молодость с тобой. А потом сдохнешь, а эти песни будут вечно молодыми.

P.S. Я питаю особенную нежность к книгам, в которых можно обнаружить кучу клёвых песен, а потом сделать крутой плейлист.

Плейлист «Время смеёётся последним»

Dead Kennedys — "Too Drunk To F**k"
Dillard & Clark — "Don't Let Me Down"
Blondie — "Heart of Glass"
Iggy Pop — "The Passanger"
The Four Tops — "Bernadette"
The Jimi Hendrix Experience — "Foxey Lady"
David Bowie — "Young Americans"
The Frames — "Mighty Sword"
The Doobie Brothers — "Long Train Running Hd Remastered Edition"
Garbage — "Supervixen"
The Police — "Roxanne"
An Horse — "Rearrange Beds"
Semisonic — "Closing Time"
George Michael — "Faith"
Led Zeppelin — "Good Times Bad Times"
Nofx — "Please Play This Song On The Radio"
The Zombies — "Time of the Season"

Прослушать плейлист можно здесь.

свернуть

Завершаю свой небольшой, но самый крутой Флешмоб 2018
951033 , спасибо за шикарный совет!

Комментарии


Ну, да, немножечко есть в Имени Розы - целая ОТСЫЛКА К ШЕРЛОКУ ХОЛМСУ И К БОРХЕСУ, ну и всё, в основном. После 1980-го пстмдрнзм в литературе счастливо отдал концы и началась натужная имитация имитации, а Эко писал серьёзнейшие романы-исследования, просто с фирменной собственной иронией. Вот Фаулз действительно постмодернил до последнего


Я ж человек простой, вижу человека с подкатанными штанами, кричу ему: "Хипстор!", книгу читаю чуть сложнее Колобка, говорю: " Постмодернизьм!"

А вообще это во мне вызов: на курсе эдак третьем, препод по зарубежной литературе 19 века меня на экзамене пыталась убедить, что постмодернизм - это смерть литературе, тьфу, а вот Диккенс - это жизнь и вечность. Я теперь в любой книге после второй половины 20 века вижу что-то постмодерновое. Ну кроме Дэна Брауна.


СМИ сделали этот термин ультрамодным, так что голодные читатели развешивают его на любую непоняточку. В США пстзм из одного проистекает, у нас - совсем из другого. Дэвид Фостер Уоллес 20 лет назад как раз и старался придушить этот распылившийся везде юродивый душок постмодерна и косвенно таки-создал новую волну искренности в литературе.


А чем его заменить? Вернее, какими терминами назвать то, что происходит в современной литературе?
Взять, например, модернизм в архитектуре, который распадается на кубизм, футуризм, конструктивизм, баухаус и многое-многое другое.
В постмодернизме же, тем более в литературе, сложно разбить это громоздкое понятие на разные ответвления, это скорее тугой клубок всевозможных приёмов: распиаренные потоки сознания и менее известные остранения, деконструкции и прочее. И с каждой новой книгой всё сложнее придумать что-то новое, поэтому либо скатываются в банальщину, либо из данного супового набора приёмов складывают интересную комбинацию.


Метамодернизм - постирония - новая искреность; вроде, они довольно одновременно были зафиксированы философами в 90-х. Пстмдрн изжил сам себя и авторы начали искать новые способы выражения,в результате чего вернулись к принципам начала 20 века (а то и 19го), но с уже наработанной базой второй половины 20го. В результате получили Франзена и Тартт, про которых даже школьник знает, что один - "американский Tolstoy", а вторая - "Диккенс в юбке"


Спасибо) Теперь мне ясно, отчего Тартт со Щеглом мне не нравится (возвращаясь к преподу с томиком Диккенса), а кирпичи Франзена я пока не спешу начинать.

А что можешь посоветовать прочесть, чтобы прочувствовать весь мтмдрнзм и перестать всё называть пстмдрнзмм?


"Свобода" Франзена - вообще отпад, он сразу почувствуется. Делилло, мне кажется, в "Ноль К".
А так я сам и не читал много, накупил только Зэди Смит и жду "Бесконечшую шутку".


Я когда ещё была студенткой, нам надо было выбрать на кафедре из нескольких книг, что будем читать в оригинале весь семестр. Там, кстати, был роман Зэди Смит "White Teeth", но мы все что-то запали на "What a carve up" Коу. С тех пор всё никак не доберусь до неё. Спасибо за советы, запишу на 2019 год.

Кстати, есть ещё очень классный роман, "Алвертон" Адама Торпа, мы его в следующем семестре читали, не знаю, перевели его на русский или нет, но советую!


"Белые зубы" начал читать, пока неплохо. Каннингем ещё "Плоть и кровь". Но это всё перезагрузки жанра семейной саги, лучший из которых всё равно Франзен.
Адама Торпа не вижу на русском(


Никто не берётся его переводить))
Там есть глава - поток сознания безграмотного человека. Мало того, что всё с ошибками, так ещё и без пробелов, сплошной текст.


Это только очевидные и из 20-го века ))) А так, из неочевидного: Томас Манн, Данте, Уолпол. Библиотека - вообще отдельное путешествие в медиевистику, буквальное и не очень.


Мне ещё вспомнилось: у знакомых няня кормит их 5-летнюю дочь кашей и говорит, что это макароны. На мой вопрос отвечает: «Если я скажу, что это каша, она не будет есть».

Так и тут. Пстмдрнзм, мтмодернзм, главное, чтобы книжка была хорошей и интересной, как ты её не обзови.


Sounds fair!