Больше рецензий

ddolzhenko

Эксперт

Эксперт-дилетант

27 ноября 2018 г. 11:50

1K

4.5 «Цыплёнки тоже хочут жить» (эпиграф к роману)

Моя привязанность к Илье Эренбургу началась когда-то с ярчайшего «Хулио Хуренито» и постепенно распространилась на всё творчество этого писателя, включая непрочитанные мной книги. А их немало, и я нахожусь только в начале пути…
У романа «Жизнь и гибель Николая Курбова» вряд ли сегодня найдётся много читателей. Через почти столетие после издания он не выглядит актуальным. История пламенного чекиста «с горячим сердцем и холодной головой»? Не смешите, кому это сегодня нужно?
Но что любопытно: не нужно было и тогда! Начинается роман вполне в духе истмата, описывая разлагающееся общество накануне революций. Но вот кто в зрелом СССР оценит футуристическое изображение вождей в виде геометрических фигур? К чему лишнее напоминание штампов «революционеры – евреи», «крестьянство – спит»? И, наконец, что это за чекисты: один – сладострастник и самодур, другой – идеалист-мечтатель, третий – чёткая, но необратимо ломающаяся машина? Да ещё и Троцкий упоминается – и явно, и иносказательно. В итоге роман не переиздавался в СССР с 1928 года.
Язык романа – очень лиричный – как будто не подходит для описания революционных событий, но Эренбург умеет, где надо, создать впечатление бешеной динамики, так что революционная круговерть встаёт перед глазами читателя ярко и выпукло. Первая часть написана частично ритмизированной прозой, и это увлекает, иногда заставляя читать вслух. Потом ритма становится гораздо меньше. Одновременно сужаются временнЫе рамки повествования, что снижает динамику. Как будто река вырвалась из ущелья в долину – и разлилась. Это логично. До сих пор был поток времени, накал борьбы, ссылки, подполье, революция, гражданская война, и вдруг… Власть более-менее утвердилась. Вожди и трибуны расселись по креслам. «В воздухе запахло сановной скукой». Действие замедлилось. Автор теперь уделяет большее внимание интерьерам, но особенно – внутреннему миру персонажей, их борьбе друг с другом и с собой.
Главный герой, чекист Николай Курбов, воспринимается неоднозначно. Человек-идея, фанатик, твёрдою волей подчинивший жизнь служению не просто революции, но – Партии, он тем не менее не совершенно глух к голосу сердца. До поры до времени ему удаётся быть революционной машиной, подавляя возникающие голоса голосом разума. Последнее испытание, однако, оказалось для Николая роковым. Любовь к девушке из стана врагов он не смог совместить с преданностью Партии. Неисполнение долга, как он его понимал, сделало Николая отступником в его собственных глазах. Да, в его машине что-то сломалось, как и в огромной машине в целом – стране Советов. Но Николай оказался святее Папы Римского. Если Партия пошла на уступку буржуазии и обывательщине, введя НЭП, то Николай такой уступки не сделает. Он примет абсолютно верное решение – с точки зрения машины.
Подвожу итог: мне понравилось. И прогнившее общество начала века, и глупый бюрократизм и обывательщина нового советского строя (привет Маяковскому!), и описание «чеки» – всё укладывается в картину, которая сложилась в моём мозгу о том времени. Но картина стала богаче, ярче. И основной для меня момент: человек не меняется со сменой веков и социальных формаций. Он может вообразить себя принципиально новым типом, даже машиной, и тем не менее он остаётся всё тем же человеком. Цыплёнком из той самой песенки, если хотите. Который тоже хочет жить. Жаль, что Николай этого не мог принять. Впрочем, возможно, тогда роман скатился бы до пошленькой мелодрамы.