Больше рецензий
24 ноября 2018 г. 22:53
1K
3 Спойлер
РецензияУ Кейт Шопен я уже читала некоторые рассказы, и они были довольно приятные, всего в них было в меру - и хорошего языка, и компактно рассказанной истории. Поэтому её роман болтался в моём списке "почитать_когда-нибудь" уже давно, но я была подсознательно уверена, что это что-то классическое и беспроигрышное. Реальность оказалась... немного другой.
Для начала, этот роман - любимейшее произведение западных феминисток (хотя и был написан ещё до возникновения феминизма в современном его понимании), что уже наводит на некоторые сомнения (ну не люблю я, когда мне пытаются глубоко в горло запихнуть идею о равенстве, и никаких других тем в произведении не предлагается). Кроме того, в "Пробуждении" навязчивый феминизм (тут надо ставить кавычки, но об этом чуть позже) далеко не главная проблема, увы.
Но пойдём по порядку.
Крайне неприятная, как сейчас модно называть - "проблемная", главная героиня (и некоторые другие персонажи). Эдна - богатая дамочка, погрязшая в рутине замужества в свои ещё далеко не старые лета. К мужу (который пашет как вол и, в целом, очень любит семью) она равнодушна (а вскоре он начинает её просто раздражать), к детям она равнодушна, к светскому обществу она равнодушна, ничего на свете её не интересует, она просто спит с открытыми глазами (отсюда довольно банальная, но всё равно яркая метафора с пробуждением).
Тут надо заметить, что линия с детьми и неспособность Эдны любить их в стиле "яжематерей" очень сильная и, для своего времени, просто революционная. Я очень надеялась, что будет больше внимания уделяться именно этой теме, тем более, что в начале романа есть несколько отличнейших эпизодов, например, когда героиня признаётся другой даме, что дети не определяют её как личность, что она - что-то большее. Но нет-с. Эдна, пробудившись, отправляет своих отпрысков (ещё совсем маленьких, кстати) к бабушке (как это современно и актуально, не находите?) и пускается во все тяжкие. Но! Вместо того, чтобы показать её равнодушие или\и способность быстро забыть о собственных детях, вставляется какой-то дурацко-сладкий эпизод о том, как непутёвая мамаша приезжает к детям в гости, плавится от нежности к ним, мечтает никогда их не оставлять, а ПОТОМ УЕЗЖАЕТ ОБЛИВАЯСЬ СЛЕЗАМИ. Не поняла я идеи. Если ты равнодушна к детям - это нормально, это случается, но если уж любишь их, то явно не будешь бросать одних ради призрачного "поиска себя". Тут вспомнилась Анна Каренина,которая, при всех своих минусах и истериках, больше логики проявляла. Да, сына она любила и просто так бы не бросила, но случился Вронский, и другого выхода просто не было. А у Эдны явной необходимости избавляться от собственных детей не видно, её просто хотелось "пожить для себя". Ну ок.
Дальше.
"Пробуждение" героини в теории звучит довольно привлекательно даже для современных читательниц: хорошенькая куколка-жена, до этого способная лишь поддакивать мужу и менять платья, вдруг осознаёт, что она тоже личность и индивидуальность. Обзаводится собственным мнением, переезжает из мужниного дома в крошечную квартирку, находит любовника, начинает ходить на скачки, раскрывает в себе талант художницы. Но! (опять это "но"). На практике всё оказывается ну соо-овсем не так. Эдна трусливо уезжает из дома мужа, когда он находится в важной деловой поездке, устраивает НА ЕГО ДЕНЬГИ шикарный прощальный ужин для друзей, покупает НА ЕГО ДЕНЬГИ дорогие украшения (заявляя, что, почему бы и да?..), влюбляется в одного крайне пассивного паренька (к слову, один из самых дурно прописанных мужских персонажей, что я встречала), но тот уезжает от страха в Мексику. Что делает Эдна? Находит какого-то местного ловеласа, с ним крутит пока не возвращается "любимый" (а муж в это время пашет на неё и детей, кстати). Особенно умилила способность Эдны мгновенно стать художницей, да еще и ПРОДАВАТЬ свои картины. Блин, ну вот все бы так быстро учились.
Отдельное удивление вызывает конец. По логике автора, особого выхода и надежды на светлое будущее у Эдны нет. Но почему же? Ведь она смогла (довольно легко, кстати) разорвать оковы условностей и максимально приблизиться к стилю жизни "свободной женщины". Не смогла я понять всей изюминки, увы.
Ещё из плюсов и минусов:
- местами есть любопытные эпизоды из жизни креолов и Луизианы того времени;
- язык, хоть и громоздкий и очень пафосный, иногда даже радовал.
- много хороших (хоть и простых для нашего времени) метафор, вроде сна\пробуждения, момента, когда героиня научилась плавать и почувствовала себя по настоящему свободной - а затем вернулась на тот же пляж в конце романа, запертые в клетках экзотические птицы и т.д.
В итоге, лёгкое недоумение по прочтению, желания советовать (наверное) нет.