Больше рецензий

muzlaner

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2018 г. 20:47

2K

3 Не противься злу насилием.

Давно хотел почитать толстовскую критику православия и, вообще, христианства. Понять из-за чего великого русского писателя подвергли анафеме. Мне казалась, что в его поисках настоящего Христа я найду единомышленника. Но по ходу, скажу сразу: его воззрения на христианство меня разочаровали. Я думал, что Толстой будет критиковать поповщину, в религиозном навозе будет искать и находит настоящие алмазы веры.
Так поначалу и было. И Толстой, действительно, нашёл алмаз, но только лично для себя. Мне этот алмаз показался фальшивым.
Основу своей христианской веры Толстой увидел не в официальных догматах веры, а в высказываниях Христа на Нагорной проповеди. А именно, не противление злу насилием. Странно для великого писателя, но Толстой без передышки повторял одно и тоже по десять раз, крутил одну и ту же тему. Почему нельзя отвечать на зло злом, и почему от христианства осталось одно название, почему церковники открыто игнорируют главную для Толстого заповедь: не противься злу.
картинка muzlaner
Заповедь, конечно, красивая, но выполнять её в нашем мире, полном зла, не реально. Можно, если жить закрытыми общинами где-то в недосягаемых для цивилизации местах. Но сделать заповедь нормой жизни не возможно. Это понимали и церковники, и законники, и представители власти. Поэтому они её и игнорировали. Как же можно жить без судов, без права, без противления злу.
У евреев чётко сказано:" Не убий!", но в другом месте Библия говориться примерно так:" Если кто пришёл в дом твой, чтобы убить тебя, надругаться над твоей женой и детьми, то убей его!". При повсеместном выполнении же толстовской любимой заповеди зло, наоборот, возрастёт безмерно. Ибо безнаказанность будет поощрять злых людей продолжать творить беззаконие и усилит их активность, попирающих добро. Люди лишаться защиты своих прав собственности, достоинства и чести.
Представьте, если хозяин магазина видит, что его склад очищает вор. По-толстовски, он должен помочь бандиту, показать где спрятаны сокровища и пригласить приходить ещё раз для последующего грабежа. Хотелось бы спросить у великого писателя, если бы тот увидел, как бандит при детях насилует её супругу, то как бы он отреагировал? По его вере, он должен не противиться изнасилованию своей жены, а молиться за заблудшего насильника.
Если зло не будет наказуемо, то исчезнет справедливость, которой даже при наших судах очень мало. Но это из-за нарушений судопроизводства, коррупции и кумовства. Когда же, по пожеланиям Толстого, отменят суды, то наступит просто Дикий Запад. Люди сами будут решать свои законы чести и справедливости, и сами защищать свои семьи и свой, тяжёлым трудом нажитый, скарб. Силой своего оружия добиваться справедливости.
Конечно, противление злу насилием порождает зло. Но ещё большее зло многократно порождает не противление злу. Евреи гордятся тем, что дали миру через законы Моисея основы общественной жизни, как правильно жить, что есть мерзость в глазах Творца, а что есть святость.
Закон "Око за око, зуб за зуб" всегда будет действовать пока наш мир полон зла. Заявление же Христа, что он "пришёл не нарушить Закон, но исполнить Его", после заповеди "не противься злу" кажется весьма сомнительной.
Или такое:" Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч"/Мф. 10:34/. Меч - это орудие убийства, и он не нужен, если не требуется противиться злу насилием. Почему бы Христу самому не подать личный пример?
В конце книги Толстой пространно рассуждает о том, что не нужно заботиться о завтрашнем дне. Что любой человек, любящий работу, будет вознаграждён за свои труды. Я понимаю, если бы подобные рассуждения приводились в наше время в странах, где сильна социалка, где существует институт национального страхования. Во времена Толстого подобных вещей не существовало. Конечно, графу, со стабильно-высоким доходом от процентов, легко говорить "о заслугах за труды". Но я читал немало книг Эмиля Золя, где тот пишет об ужасных условиях существования трудового люда. Люди всю жизнь вкалывают за мизерную зарплату в тяжелейших условиях. Но когда рабочий уже не в состоянии биться за свой кусок хлеба в результате травмы или просто старости, то он обречён на нищенское существование и вымирание от голода и холода.
Где же Иисус? Почему он не следит за условиями соблюдения той морали, которую он проповедовал. Многие, добрые по натуре люди, вынуждены прибегнуть ко злу, не в силу своей аморальности, а в силу тех невыносимых условий, которые понуждают его ко злу. Конечно, имеются сильные духом, которые продолжают держаться добра, несмотря на невыносимые условия бытия. Но я говорю о простых смертных, которые слабы духом, и не их в этом вина и не их грех, за который нужно наказывать "гееной огненной".