Больше рецензий

23 ноября 2018 г. 13:09

600

Сюжет романа Ольги Славниковой «Прыжок в длину» столь прост, что его хочется немедленно пересказать. Так что приступим.
Главный герой теряет ноги и много лет живет, не выходя из квартиры. Из затяжной депрессии его выводит внезапно найденная любовь, которая вселяет в него веру в свои силы и даже возвращает к занятиям спортом…
Нет, это что-то не то. Получается какая-то мелодрама. У Славниковой сосем о другом написано.
Главный герой ценой своего здоровья спасает мальчика, из которого вырастает нечистый на руку делец, не стоящий ногтя своего спасителя…
Опять не то. Это уж какая-то криминальная драма с элементами морализаторства.
Всю жизнь главный герой пытается создать для себя образ отца, которого никогда не видел. Таким отцом он старается стать для спасенного им мальчика из неблагополучной семьи…
Вообще индийское кино.
При кажущейся простоте суть сюжета почему-то ускользает, остается какая-то поверхностная схема, которая услужливо ложится в рамки одного из привычных жанров. Это свойство произведений не только Славниковой. Например, если попытаться пересказать какой-нибудь роман Алексея Иванов, например, «Географ глобус пропил» или «Блуда и МУДО», результат будет похожим. Да что Иванов, пересказ «Анны Карениной» превращает творение Толстого в любовный роман.
Возможно, таково свойство человеческого сознания, стремящегося видеть простое в сложном, знакомое во вновь открытом, а любое новое произведение уложить на полочку устоявшейся классификации. А несчастный герой никак не может взять в толк, как его полная глубокого драматизма история превращается в сюжет для ток-шоу и почему он внятно не может объяснить вещи, самому ему представляющиеся очевидными.
Короче говоря, разговор о сюжете заведомо безнадежен. Что же остается? Остается то, о чем на самом деле и пишет Славникова, наследую тут тому самому Льву Толстому. Остаются люди.
Легкий Ведерников с пружинящей паутиной внутри и тяжелый как сейф Женечка – великолепная сквозная метафора в тексте, так плотно начиненном метафорами, что порой кажется: там больше ничего нет. Несомненно, метафоры у Славниковой имеют самостоятельную ценность. «Красное варево пожара» и все такое. Надо отдать должное, язык Славниковой великолепен. Ее стоило бы читать даже только ради него.
Совершая свой прыжок в длину, герой романа врезается в современность, как в стену. Его неспособность вжиться в мир людей, одержимых сознанием своей значимости, гораздо трагичнее, чем потеря ног. Среди тотально позитивных людей, готовых влепить каждому встречному «плюху добра», выкладывающих в социальных сетях фотографии своих ужинов и своих котов и искренне считающих, что они занимают место в центре вселенной просто по праву рождения, кто-то из читателей узнает себя. Если только такие люди читают такие книги. И ведь даже не сразу понимаешь, что раздражает в этих всегда улыбающихся и везде успевающих девушках-телеведущих: они ведь так доброжелательны, смелы, открыты. Вот только больно уж просты, как пересказ «Анны Карениной» в нескольких предложениях. Для тех, кто не хочет заморачиваться.
«Прыжок в длину» - это прыжок от избыточно усложненного мира к избыточно упрощенному. В конечном итоге, это книга о пути, которым так и норовит пойти ленивое сознание читателей, превращающихся в зрителей ток-шоу.